Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Александр Дейнека
Заключение

Советская эпоха выдвинула немало художников, писателей, композиторов, архитекторов, поэтов, режиссеров театра и кино, заложивших своей новаторской деятельностью прочный фундамент новой демократической культуры, убедивших мир в духовном богатстве и животворной силе общества, рожденного Великим Октябрем. У истоков социалистического искусства стояли такие блистательные фигуры, как А. М. Горький и А. А. Блок, С. А. Есенин и В. В. Маяковский, Н. А. Андреев и В. И. Мухина, А. Т. Матвеев и И. Д. Шадр, Д. С. Моор и В. А. Фаворский, К. С. Петров-Водкин и П. Д. Корин, С. С. Прокофьев и Д. Д. Шостакович, С. М. Эйзенштейн и В. Э. Мейерхольд, А. В. Щусев и А. А. и В. А. Веснины. Среди творцов, оказавших формирующее воздействе на поэтику и метод социалистического реализма, одно из первых мест принадлежит А. А. Дейнеке, отыскавшему путь к мощному пластическому воплощению жизненного материала. Личная практика мастера обрела значение влиятельного стилевого течения, служившего ориентиром для той части творческой молодежи, которая имела смелость браться за освоение незнакомой эстетической проблематики, желала работать на еще не возделанной идейно-тематической целине. Несомненным доказательством высочайшего профессионального мастерства Дейнеки была его постоянная внутренняя готовность к открытию неизвестных и, как оказывалось впоследствии, ключевых аспектов современной действительности, способность извлекать из неожиданных ситуаций качества и гармонические закономерности, необходимые для создания цельного собирательного образа.

Органичные для своих убеждений структурные принципы формы художник находил в гуще общественной практики, на основе серьезного изучения ее живых конкретных проявлений. Разработанные им способы изображения ориентированы на показ человека во временном потоке события, в процессе активно развивающегося либо стремительно назревающего действия. Композиционный язык мастера чрезвычайно восприимчив к характерным признакам и узловым моментам движения. Не только фигуры, но и сами пространственные интервалы в его композициях аккумулируют мощную двигательную энергию, как бы овеществляют насыщенный объем времени. Заслуживает внимания сама методика, с помощью которой он сообщал быстротечному происшествию, а нередко мгновенному эпизоду долговечную выразительность, важную смысловую нагрузку. На всех стадиях — от сбора и концентрации натурного материала до нахождения завершенной художественной конструкции — творческий процесс Дейнеки носил созидательный целеустремленный характер. Руководствуясь конкретным замыслом, художник сосредоточивал усилия на выявлении острых существенных черт натуры, вкладывал в пластическую формулу темы синтез проницательных наблюдений. В человеческом поведении он умел нащупать наиболее красноречивую фазу, позволявшую воображению мысленно развернуть всю последовательность действия, увидеть его прошлое и будущее развитие. Перевод моментального, как бы схваченного на лету, в процессе быстрого изменения движущегося объекта в неподвижное пластическое состояние не только не делал его «застывшим кристаллом», но, кажется, еще резче заострял признаки движения, помогал глубже пережить его кульминацию, а вместе с ней и то поэтическое содержание, которое художник вкладывал в динамическую форму своих композиций.

Время приобретает в его работах впечатляющую осязаемость, эстетическую определенность и социально-историческую конкретность. Оно то как бы сжимается в сгусток двигательных импульсов, то обретает многомерный характер стремительно развертывающегося события, требующего от своих участников максимального напряжения всех сил и способностей. Подсказанные эпохой новые закономерности реального изображения позволили Дейнеке с монументальным размахом воссоздать картину социалистического строительства, отразить коренные аспекты творческой жизнедеятельности людей, разбуженных революцией. Казалось, для него не существовало условных границ нарисованной реальности, неизменной в своих очертаниях и пространственно-временных характеристиках. Иногда художник словно испытывает традиционное представление о законченности и целостности художественного произведения резкой кадрировкой изображения, принимающего видимость выразительного фрагмента с частично срезанными фигурами, как бы захваченными врасплох. По такому принципу построено множество картин автора на спортивную тему. Эта мнимая незавершенность действия не лишена смысла, воспринимается метафорой развития представленной ситуации вовне, за пределами зрительной плоскости. Кроме того, она представляет тщательно обдуманную, логичную комбинацию структурных элементов, исключающую отрывочные суждения и по-своему гармонично уравновешенную, богатую тончайшими вариациями ритма и пластическими оттенками. Путем внимательного изучения натуры и синтеза изученного Дейнека отыскивал внутренне необходимый композиционный метод для пластического воплощения новых мотивов и решения задач, которые выдвигал сегодняшний день.

Повод для новаторства в области композиции ему давала сама жизнь, необычные ритмы и скорости индустриального века, достижения науки и техники, трудовые процессы и жизненные столкновения. Его выдающиеся картины «Оборона Петрограда» (1928), «Оборона Севастополя» (1942) — непреходящий образец истинно новаторского отношения к вопросам жизни и творчества, урок смелого эффективного использования основополагающих принципов социалистического реализма. Оба произведения — классический пример совершенного, безусловного соответствия высокого, значительного содержания, заимствованного из жизни чрезвычайных эпох и оформляющего это содержание материала искусства. Форма каждого из них — квинтэссенция пластических и жизненных ощущений, ответных художественных реакций автора на события исключительной важности. Дейнека сделал новый существенный шаг в развитии передовой демократической традиции русской живописи, связанной с именами В. И. Сурикова, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, В. А. Серова, В. В. Верещагина, А. П. Рябушкина и других великих мастеров, утверждавших историческое бытие народа в его подлинном духовном значении и величии.

У Дейнеки свой идеал положительного героя. Он отдает предпочтение цельным мужественным натурам, упорным, решительным характерам, людям с хорошо выраженными профессиональными навыками, с крепким сложением и тренированными мышцами. В его произведениях мы чаще видим молодежь, у которой все в будущем. Это героически обобщенные образы участников революции и гражданской войны, выразительные по типажу молодые шахтеры Донбасса и рабочие подмосковных заводов, строители новых городов, сильные и прекрасные работницы, советская детвора. Среди друзей художника было немало выдающихся спортсменов, летчиков, моряков. В основе его монументального пластического стиля лежит эстетика телесной формы, говорящая о высокой социально-физической дееспособности человека, философия активного действия, нужного и полезного обществу.

Художник зорко подмечал, как окружение, профессиональная деятельность формируют духовный облик современников, вырабатывают неповторимую походку, координацию жестов. Из этого потока изменчивых состояний натуры Дейнека отбирал главное, ясно характеризующее большие человеческие стремления и качества. Отсюда в его композиционных решениях элемент художественной гиперболы, собирательной экспрессии. Гордая могучая стать, величавая ритмика движений делают его персонажи похожими на сказочных героев, наделенных богатырской силой, неукротимой энергией. Настоящая судьба людей нередко как бы увидена Дейнекой из будущего, высвечена дальним, проникающим светом романтической мечты, художественного предвидения. При этом он основывался на жизненных наблюдениях и объективных достоинствах человека, оставался верен гармоническим закономерностям самой натуры, достоверной логике происходящего.

Между образами картин художника как бы происходит типологическая перекличка. Все они независимо от времени создания находятся в социально-духовном родстве, обнаруживают ясную принадлежность к сообществу новых людей, членов великого братства свободных тружеников. Их типический облик наделен чертами, ясно характеризующими сущность передовой общественной силы. Однажды найденные, эти черты гибко варьируются в пластических абрисах персонажей, действующих в разных исторических условиях, на фоне событий, определяющих магистральный путь страны со дня ее основания.

В сознании художника телесная гармония неотделима от нравственного совершенства. Встречая красивых юношу или девушку, он хотел видеть в благородстве внешнего облика отражение активной творческой духовности, и если поступки избранной модели указывали на другое, ему было трудно связать воедино форму и содержание. Дейнека выработал свой способ раскрытия внутреннего мира человека с упором на психологическую выразительность фигуры в целом и чувственное звучание художественной композиции. Живописная манера художника прочно связана с рисуночной формой, сочетает декоративную насыщенность цвета с крепкой, чеканной пластикой линейных контуров. Живописности, звучащей под сурдинку, он предпочитает неожиданность контрастных сочетаний, ясную определенность больших живописных масс. По опыту он знал, что любое душевное состояние имеет специфический ритм, свою цветовую гамму, внутренне необходимые очертания. Изумительно мастерство, с которым художник находил композиционное выражение подлинным настроениям и чувствам эпохи, духовному значению прежде не знакомых явлений.

Острая эмоциональная восприимчивость ко всему новому, непривычному помогала Дейнеке успешно осваивать целину искусственной, сотворенной реальности, очеловечивать техническую внешность машин, находить волнующую красоту в кружеве заводских конструкций, одушевлять земные пространства, заполненные предметами индустрии, прочерченные трассами железных и шоссейных дорог. Ему не терпелось увидеть жизнь советских людей красивой и благоустроенной, оснащенной всеми благами современной цивилизации. Его воображению рисовались бездымные заводы и удобные автострады, он находил прекрасной архитектуру аэродромов, электростанций, угольных шахт, фабричных цехов, стадионов. Дейнека не сомневался, что главный выигрыш от научно-технического прогресса достанется человеку. Освобожденный от изнурительного труда, бытовых мытарств, он сможет полнее осуществить свои способности. Художник страстно желал, чтобы деятельность инженера, конструктора скорее сомкнулась с эстетикой, обрела гуманистическое содержание. Изображая мир техники, любуясь красотой станка или машины, он главный акцент делал на передаче нравственной атмосферы труда и раскрытии его новой социальной природы. Запечатленные им индустриальные пейзажи, производственные интерьеры проникнуты высоким смыслом, отражают изменившуюся психологию советского труженика. Рукотворная среда служит в них выразительным фоном, оттеняющим красоту новых человеческих отношений и характеров.

Дейнека внимательно присматривался к зарождавшемуся на его глазах индустриальному стилю жизни, новой урбанистической культуре. Развитие скоростных средств передвижения, и прежде всего авиации, заставило его заново пересмотреть привычные представления о воздушной перспективе, по-новому ощутить горизонт, масштабы вселенной. Его воображение поразил облик земли, увиденный с высоты полета. Передвигаясь по суше и воде на машинах, быстроходных катерах, он удивлялся тому, как существенно меняется на скорости пространство, как от мелькнувшего только что на повороте шоссе пейзажа в память врезаются лишь самые характерные краски и очертания. Отчасти этими, творчески переработанными впечатлениями обусловлена удивительная способность мастера видеть обычные вещи и ситуации в неожиданном ракурсе, синтезировать в образе наиболее примечательные грани и признаки натуры. Соотношения земли и неба, первого плана и далекого фона нередко приобретали в его произведениях невиданный размах, позволявший острее выразить чувство Родины.

Окружающую жизнь Дейнека наблюдал с разных сторон и дистанций, органично сочетая панорамное видение мира с пристальным изучением натуры вблизи. В этюдах, набросках он сосредоточивал внимание на постоянных, устойчивых признаках явлений, отбрасывая кучу деталей и случайных подробностей, добивался от каждого элемента изображения простоты, собранности, логической обоснованности. Поражает умение мастера достигать желаемую цель экономными средствами, тонко распознавать закономерные свойства предметов, экспрессивные качества формы. Подвергая отобранный жизненный материал необходимым сокращениям, Дейнека возмещает опущенные черты и стороны необычайной энергией, выразительной ассоциативностью, вложенной в каждую оставленную линию и динамическую напряженную структуру целого.

В творческом процессе Дейнеки исключительно велика роль воображения, изобразительной памяти. Обладая даром композиционного сочинения, художник до предела уплотнял действительность в материи образа, превращал художественную ткань изображения в источник живых умных эмоций и представлений. При наглядном изложении замысла Дейнека тонко использовал комплекс стилистических акцентов, пластических намеков, позволявших глубже почувствовать жизненный пафос запечатленной сцены, духовную сущность ее участников.

Художник владел до конца не объяснимым мастерством преображения натуры в эстетическую ценность, наделенную всеобщим идеальным значением, техникой превращения отдельного конкретного факта в зримую квинтэссенцию действительности. Содержание его работ приподнято над обыденной повседневностью, овеяно чувством будущего, которое видится ему торжеством свободного радостного труда и сознательной коллективности, прекрасной цивилизацией, основанной на взаимном уважении людей и дружбе поколений. Вместе с тем он как настоящий реалист хорошо чувствовал внутреннюю правду бытия, реальное качество человеческих отношений. Характеризуя положение и возможности людей в подлинном мире, он мастерски использовал язык выразительных жестов и поз, напряженный конфликт структурных элементов, заряженных мощной пластической экспрессией.

Сюжетное действие в его произведениях словно внезапно развертывается под влиянием контрастных сил и побудительных стимулов, получает развитие не только в собственном пространстве, но и обнаруживает связь с ключевыми социальными процессами эпохи. Кажется, что сам присущий Дейнеке принцип координации форм, их динамическая взаимосвязь излучают дух борьбы и сурового преодоления действительности, заставляют остро чувствовать существующую зависимость людей от конкретных исторических обстоятельств и материального уровня бытия. Проникнутые чувством будущего, его произведения сохраняют ясную принадлежность своему времени, отражают закономерности и реальные потребности существующей действительности. С годами их содержание не погасло, окликает современного человека, как живая близкая история, необходимая для понимания всего, что с нами происходит сегодня и может случиться завтра.

Свою свободу художник обрел в активном утверждении идеалов социализма, в создании образов, выражавших коренные интересы и чаяния народа. Его эстетическое сознание было настроено на волну радостного созидания и открытие в самой жизни новых типических сторон, олицетворявших торжество лучших человеческих стремлений, говоривших о реальном воплощении великой социальной мечты в действительность. Он находил прекрасными те явления и формы бытия, которые в чем-то совпадали с его представлениями о достойном гармоничном существовании людей труда, вселяли уверенность в победу нового над старым, предвещали рост творческой активности широчайших народных масс. Собранные повсюду свидетельства движения жизни навстречу высокому гуманистическому идеалу Дейнека суммировал, доводил до высшей степени художественной концентрации в монументальных творениях, помогавших людям осознавать свои силы и возможности в борьбе за светлый день всего человечества.

По прошествии времени, с высоты нашей теперешней осведомленности, может показаться, что воссозданный художником светлый человечный облик новой действительности имеет мало общего с весьма нерадужной былью прожитых лет и скорее олицетворяет романтические упования, нежели является результатом конкретных наблюдений. Вероятно, подобное сомнение не лишено оснований, но лишь отчасти и то применительно к тем немногим произведениям автора, в которых дань эстетике апофеоза перевешивала чувство жизненной правды.

Другое дело, что вопреки любым противоречиям, издержкам исторического развития страны Дейнека упорно искал путь к монументальному выражению истинной природы социализма, раскрывал побудительную силу его идей для создания гармоничной цивилизации и утверждения человека верховной целью существования. Едва ли стоит винить художника за это искреннее желание изображать жизнь не только в отстоявшихся формах, но и такой, какой она представлялась в мечтах, рисовалась воображению. Вместе с тем рядом с мрачными проявлениями сталинизма существовал и другой мир, полный героических деяний, ярких свершений, сильных глубоких побуждений и радостных надежд. Именно в этом оазисе чистейшего людского энтузиазма, настоящей человеческой дружбы и красоты художник отыскал ключ к верному и масштабному пониманию своей исторической эпохи.

Значимость сделанных им открытий не всегда понимали вовремя. В биографии художника были трудные периоды, когда ему приходилось отстаивать свои позиции, доказывать право на идейное и художественное новаторство. Все это не помешало Дейнеке завоевать широкое общественное признание и под конец жизни стать обладателем таких высоких званий, как лауреат Ленинской премии и Герой Социалистического Труда. Но для художника нет более серьезного испытания на подлинность, чем проверка временем, отношением новых поколений. Время воздало должное Дейнеке, поставило его в один ряд с самыми значительными творцами современной художественной культуры.

Введение.

Глава первая. Детство и юность. Годы учения.

Глава вторая. Двадцатые годы.

Глава третья. Тридцатые годы.

Глава четвёртая. Период Великой Отечественной войны.

Глава пятая. Послевоенный период.

Глава шестая. Литературно-художественное наследие А. А. Дейнеки.

Заключение.

По материалам: Сысоев В. П. Александр Дейнека. Монография. -М.: Изобразительное искусство, 1989. -328 с., ил.

На страницу художника: Дейнека Александр Александрович (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1891-1900;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru