Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Александр Дейнека
Введение

Творческая судьба Александра Александровича Дейнеки неразрывно связана с эпохой строительства социализма. Революцию художник принял сердцем, без колебаний вступив на путь образного утверждения ее высоких идеалов и ценностей. Глубокая убежденность в исторической правоте и разумности нового общества сообщила его исканиям ясную эстетическую направленность, позволила в полную силу развернуться его многогранному дарованию. Судьба уготовила ему трудную участь первопроходца, изыскателя новых смысловых и пластических форм реальности, обновителя идейных и технических арсеналов искусства. В содержании каждой эпохи с приметами нового, нарождающегося соседствуют элементы старого, уходящего, и в этом изменчивом сочетании заключена мудрость человеческого бытия, для которого преемственность значит ничуть не меньше революционного преодоления отжившего. Источником высоких художественных достижений нередко становится восприимчивость творческого сознания к исчезающим явлениям действительности, к тому, что под действием неумолимой силы развития уходит со сцены в область поэтических воспоминаний, становится живой этической традицией. Одно из назначений искусства — углублять духовный опыт настоящего через осмысление прошлого, не потерявшего нравственной ценности. Уходящую Русь писали И.Е.Репин и В.И.Суриков, А.А. Пластов и П.Д. Корин, ставя перед зрителем непростые вопросы, побуждая к раздумьям о смысле происходящего. Мастера дейнековского склада находят свое призвание в открытии сути и красоты новых явлений, в образном претворении заново развившегося содержания человеческой жизни. Художник не мыслил творчества без настойчивого поиска ответов на узловые проблемы времени и решения назревших пластических задач, вне попытки использовать своеобразие жизненного материала для новаторства в области художественного языка. Такая деятельность сопряжена с широким общественным кругозором, передовыми убеждениями, изобретательной фантазией и высокой культурой видения.

Оригинальность дейнековского творчества несводима к перечню формальных особенностей мастерства, но определяется тем, как художник мыслит и чувствует окружающий мир, во что по-настоящему верит и с чем решительно не соглашается. Она, естественно, вытекает из присущей Дейнеке духовности, из его волевой, мужественной натуры, сильного напористого характера, энергичного темперамента. Художник обладал великолепной реакцией на творческие стимулы, получаемые от реальных, зачастую неожиданных жизненных ситуаций и впервые увиденных фактов. Он мог долго приглядываться, обстоятельно изучать, но видеть сразу, делать работу с удара. От самого способа, которым он оформлял свои идеи и наблюдения, исходило ощущение какой-то особой легкости, стремительного артистизма, необычайного душевного напора. Разработанная Дейнекой система изображения отмечена повышенной функциональной активностью и пластической ощутимостью слагаемых элементов, острой, концентрированной подачей отобранного материала. Вместе с тем его индивидуальный стиль преломлял импульсы определенной социальной среды, нес на себе явственный отпечаток вкусов и личных привязанностей художника, обнаруживал устойчивый интерес к большим советским темам, искреннюю увлеченность революционной перестройкой общественного быта, романтикой созидания и борьбы. Этот стиль неотделим от жизненных предпочтений Дейнеки, от его органической тяги ко всему здоровому, ясному, чистому, природной склонности к решительным поступкам, совершенно естественной для него любви к спорту, технике, живому рабочему городу. Редкое произведение художника не насыщено светом, динамикой, молодой энергией. Стержневым началом художественной концепции Дейнеки была философия действия, вера в безграничные возможности свободного человеческого коллектива.

По складу таланта, характеру чувствования и мышления Дейнека — монументалист, изображавший жизнь крупным планом, с широким событийным и композиционным размахом. Он — выразитель массовых действий, всеобщих усилий и переживаний, правдивый истолкователь стремлений народа, реализованных в больших делах и событиях. Дейнековский способ отбора и художественной концентрации жизненного материала рассчитан на создание емких собирательных образов, родственных смыслом и пластикой искусству ансамбля, тектонике монументального изображения. Даже обыкновенный станковый пейзаж художник стремился сделать крупнее, убедительнее, насытить его композицию величавым пространственным ритмом, звучным декоративным цветом, фактурными качествами, близкими фреске. Многие его картины решены пластической формой, достойной для переложения на язык монументальной живописи. Он мечтал о светлых, радостных дворцах современности, своими пропорциями, образным декором созвучных идеалу нового, общественного человека, всему характеру обновленной действительности. Используя каждую возможность для прямого сотрудничества с архитекторами, художник пристальное внимание уделял декоративно-прикладным видам искусства, эстетике вещей, без которых не представлял высокой культуры социалистического труда и быта. Дейнека с увлечением занимался художественным литьем, чеканкой, мастерил по собственным эскизам мебель, писал декоративные занавесы, лепил и обжигал мелкую пластику, делал эскизы для текстиля и керамических росписей, участвовал в оформлении книг и театральных спектаклей. При этом художник не ощущал разрыва между графикой и живописью, плакатом и скульптурой, декоративным панно и книжной иллюстрацией. Он испытывал внутреннюю потребность откликаться на запросы широкой общественности, делать ту художественную работу, которая на данном отрезке времени являлась самой важной и необходимой. Универсальный склад природного дарования позволял мастеру осваивать разные специальности, работать нередко на стыке смежных видов и жанров искусства. Найденные художником композиционные приемы, независимо от размеров и жанровой специфики изображения, находили убедительное применение в журнальном рисунке и настенной росписи, в тематической картине и скромном натюрморте, допускали перевод графической формулы в осязаемый материал скульптуры, органичное совмещение плоскостного орнаментального силуэта с принципами объемно-пространственного решения. Воспитанник Вхутемаса, Дейнека многое воспринял от своего непосредственного учителя В. А. Фаворского, следившего за развитием у студентов не только крепких профессиональных навыков, но и подлинно современного мировоззрения, высокой пластической культуры, отвечающей духу и смыслу наступившей эпохи. Настоящую школу жизни и мастерства Дейнека прошел, иллюстрируя общественно-политические журналы двадцатых годов, разрабатывая совместно с такими выдающимися личностями, как В. В. Маяковский и Д. С. Моор, совершенно новый тип агитационно-массового издания, рассчитанного на большие тиражи, насыщенного острой социальной проблематикой. Интенсивная работа над конкретными, насущными темами приучила художника справляться с творческой задачей точными, предельно экономными средствами, дорожить удельным весом каждого выразительного приема. Этот своеобразный композиционный аскетизм получит убедительное развитие в двадцатые годы в его первых живописных опытах, послужит созданию одного из самых принципиальных творений мастера и всей советской тематической живописи — картины «Оборона Петрограда». Позднее, в тридцатые годы, его художественный язык станет мягче, живописнее, восприимчивее к оттенкам и лирическим интонациям. Но и тогда в противовес этюдности, цветовой расплывчатости он будет культивировать чеканную пластическую форму, ясную по силуэту, сохраняющую высокую изобразительную ценность как вблизи, так и на значительном расстоянии. Художник считал непозволительной роскошью писать картины для отдыха, тратить свое профессиональное умение на мелкие темы. Вся его разносторонняя деятельность пронизана и сцементирована безоглядной верой в социалистический идеал, мечтой о грядущем, в котором восторжествует подлинная человечность, радость свободного, творческого труда. В фокусе этой перспективы он рассматривал уже возникшие формы человеческого единства, оценивал достигнутое народом в процессе строительства новой жизни. Неизменным оставался разработанный им способ типизации явлений, основанный на художественной концентрации самых сильных и прекрасных черт советской действительности.

Уже предварительный замысел художника обладал земной, предметно-осязаемой фактурой, возникал в его сознании как закономерный итоговый вывод из обширной суммы конкретных жизненных знаний и наблюдений. Все необходимое для творчества Дейнека черпал в гуще жизни, но при этом никогда не чувствовал себя рабом обыденной прозы, умел отличить главное от второстепенного, увидеть данный эпизод в свете ключевых социальных и духовных процессов эпохи. Жизнь любимой страны он мерил вехами крупных исторических событий, большими делами современников. Все хорошее и плохое, что выпадало на долю родного народа, глубоко волновало художника, становилось его личной заботой, собственной душевной болью или радостью. В сотворенный Дейнекой мир образов веришь безоговорочно, ибо чувствуешь в нем сильную, взволнованную руку мастера, кровно заинтересованного в избранной теме, бравшегося за изображение явлений, глубоко запавших ему в душу, дававших мощный импульс его фантазии, творческой инициативе. Эволюция творчества Дейнеки представляет собой внутренне закономерный процесс, хотя и не лишенный определенных сложностей, противоречивых моментов, сопровождавшийся как великими прозрениями, так и невольными заблуждениями. Эта эволюция неотделима от сменявших друг друга общественных ситуаций, от нравственного состояния человеческой жизни, которое сказывалось на внутреннем самочувствии художника, отзывалось на качестве его профессионального труда. Показательно, что чем богаче, насыщеннее становилась духовная атмосфера коллективного бытия, тем полнее, ярче раскрывался талант художника, рельефнее проявлялась самобытность его образного мышления и чувственного опыта. Все, что он создал подлинно великого, имело под собой конкретную социальную почву, точно так же и личные неудачи мастера нередко зависели от объективных предпосылок и были своего рода данью времени. Но даже тогда, когда обстоятельства заставляли его считаться с ложными идеологическими установками, лишали верных ориентиров в поисках прекрасного, здоровое художественное чутье выводило Дейнеку на единственно правильный для него путь прямого, честного осмысления большой социальной правды действительности. В этом отношении его творческая биография имеет много общего с исканиями других советских художников, занимавших ведущие позиции в борьбе за реализм.

Окружавший художника ореол новатора, разведчика новых путей в искусстве не ставил его в особое положение и не давал ему каких-либо преимуществ. Творчество Дейнеки невозможно рассматривать как в отрыве от истории страны, так и вне определенной культурной среды, порождением которой оно является. Наследие Дейнеки внушительно по объему, но привлекает прежде всего необычайным разнообразием состава. Оно насчитывает многие сотни журнальных рисунков, набросков, зарисовок, плакатов, книжных иллюстраций. Разные виды и жанры включает живопись художника. К этому надо прибавить немалое число скульптур, мозаик и фресок, исполненных в синтезе с архитектурой. Художник не чувствовал принципиальной разницы между своей станковой и монументальной практикой, вся его разносторонняя деятельность сцементирована нерушимой верой в социалистический идеал, связана единой эстетической программой. Она предстает как часть общего художественного целого, равного по значению большому стилю времени. Оставаясь явлением глубоко самобытным, не имеющим исторических аналогий, творчество Дейнеки воплощает коренные особенности социалистического искусства, его принципиальную установку на освоение нового жизненного материала и гражданское отношение к назревшим социальным проблемам, характерное для него уважительное внимание к человеку, глубокую причастность к делам и задачам народа, тесную связь с историей страны и гуманистической традицией прошлого. Вот почему личный опыт Дейнеки не теряет важного значения для дальнейшего развития советского искусства, продолжает играть активную роль в формировании современного художественного мышления. Предлагаемая читателю работа является первой попыткой всестороннего анализа творческого и литературно-критического наследия Дейнеки. Рассмотрение искусства мастера в первой книге двухтомного издания построено по хронологическому принципу, охватывает все этапы его большого творческого пути — от исканий дебютной поры до произведений последних лет жизни. Происходившие в его искусстве стилевые изменения автор стремился проследить в контексте общего развития советской художественной культуры, на фоне духовных и социальных процессов времени. Во втором томе настоящего исследования собраны литературно-критические труды Дейнеки, а также представлен уникальный, ранее неизвестный изобразительный материал, состоящий из путевых зарисовок, натурных штудий, подготовительных эскизов и набросков, хранившихся в архиве семьи художника.

Введение.

Глава первая. Детство и юность. Годы учения.

Глава вторая. Двадцатые годы.

Глава третья. Тридцатые годы.

Глава четвёртая. Период Великой Отечественной войны.

Глава пятая. Послевоенный период.

Глава шестая. Литературно-художественное наследие А. А. Дейнеки.

Заключение.

По материалам: Сысоев В. П. Александр Дейнека. Монография. -М.: Изобразительное искусство, 1989. -328 с., ил.

На страницу художника: Дейнека Александр Александрович (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1891-1900;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru