Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Дейнека Александр Александрович

Дейнека Александр АлександровичДЕЙНЕКА Александр Александрович [8(20).5.1899, Курск – 12.6.1969, Москва], российский живописец, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947; вице-президент в 1962–1966). Герой Социалистического Труда (1969). Учился в Харьковском художественном училище (1915–1917), во Вхутемасе в Москве (1920–1925) у В. А. Фаворского. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественного объединения Общество художников-станковистов (1925–1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928–1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931–1932). С 1920-х годы успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и других), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922; книгам «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932–1934, Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и тому подобного обязан прежде всего Фаворскому.

В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация, индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, Государственная Третьяковская галерея; «Текстильщицы», 1927, Государственный Русский музей); в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, Картинная галерея, Курск; «Будущие лётчики», 1938, Государственная Третьяковская галерея) и спорта («Футболист», 1934, Государственная Третьяковская галерея; «Бег», 1934, Государственный Русский музей, и другие); в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, Государственная Третьяковская галерея, и другие). Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х годов. («Мать», 1932, Государственная Третьяковская галерея; «Девушка с книгой», 1934, Государственный Русский музей; «Колхозница на велосипеде», 1935, Государственный Русский музей). В 1934–1935 посетил Францию, Италию и США, выполнив на основе путевых впечатлений ряд графических и живописных произведений. Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, Государственный Русский музей), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, Государственная Третьяковская галерея), «Сгоревшая деревня» (1942, Государственный Русский музей) и другие; графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, Государственный Русский музей) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, Государственная Третьяковская галерея). Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х годов. («Раздолье», 1944, Государственный Русский музей; «Эстафета по кольцу "Б"», 1947, Государственная Третьяковская галерея). В позднем творчестве Дейнека повторял темы и образы ранних работ, трактуя их всё более живописно.

Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Дейнека исполнил панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), плафон в фойе Центрального театра Красной армии (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938–1939) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все – смальта) Московского метрополитена; фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951–1952) и другие. Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в московском Театре им. В. Э. Мейерхольда, 1930, и других), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Творчество Дейнеки оказало значительное влияние на формирование сурового стиля в советском искусстве. В 1970 имя Дейнеки присвоено Курской Картинной галерее. Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928–1930), Полиграфическом институте (1928–1934), Московском художественном институте (1934–1946 и 1957–1963; профессор с 1940), Институте прикладного и декоративного искусства (1945–52, директор в 1945–1948), Московском архитектурном институте (1953–1957). Ленинская пр. (1964).

Сочинения: Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. Л., 1974.

Литература: Kuhirt U. A. Deineka. Dresden, 1974; Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-е – нач. 1930-х гг. М., 1979; Барабанова Н. Дейнека. М., 1980; A. Deineka. (Kat.). Düsseldorf, 1982; Сысоев В. П. А. Дейнека. М., 1989. Т. 1–2.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2007. Т.8 - 767 с., ил.

Дейнека Александр Александрович (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Александр Дейнека
(монография)

Введение.

Глава первая. Детство и юность. Годы учения.

Глава вторая. Двадцатые годы.

Глава третья. Тридцатые годы.

Глава четвёртая. Период Великой Отечественной войны.

Глава пятая. Послевоенный период.

Глава шестая. Литературно-художественное наследие А. А. Дейнеки.

Заключение.

По материалам: Сысоев В. П. Александр Дейнека. Монография. -М.: Изобразительное искусство, 1989. -328 с., ил.

Галерея

Указатель произведений в галерее. Часть 1. (1914-1931)

Указатель произведений в галерее. Часть 2. (1932-1940)

Указатель произведений в галерее. Часть 3. (1941-1966)

Вход в галерею. Часть 1. (залы 1—8)

Вход в галерею. Часть 2. (залы 9—16)

Вход в галерею. Часть 3. (залы 17—24)

Художники по годам рождения: 1891-1900;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru