|
Сальвадор Дали. Жизнь и творчество «Сюрреализм — это я». За пределами живописи
«Прекрасно, как случайная встреча швейной машины и зонтика на анатомическом столе». Сюрреалисты очень любили эту фразу Лотреамона. Вся художественная система сюрреализма, в конце концов, ориентирована на поиски красоты заблудившихся вещей, вне их повседневного употребления. Эти вещи спариваются и возвращаются в фантастическом обличье. Живопись способна проникнуть в подобные тайны, но сами вещи стремятся освободиться и от нее, подышать одним воздухом с нами, вырваться с плоскости холста, из рамы.
Впрочем, уже в 1914 году Марсель Дюшан изготовил ready made — «готовую форму», «готовое изделие»: случайно найденный предмет, соединенный с другими, был возведен в ранг произведения искусства и тут же объявлен оружием против искусства.
На протяжении тридцатых годов сюрреалисты создавали, проектировали множество «объектов». В конце концов, 3 декабря 1931 года, на страницах журнала Le surrealisme au service de la revolution, появляется опыт классификации, подписанный Дали: символически функциональные объекты, объекты-привидения, интерпретационные объекты, объекты-механизмы, объекты-модели и, наконец, «транссубстанциальные» объекты. А если попроще, то это целый каскад стаканов, чашек, чашечек, башмаков, шляп, ключей, цветных губок... Имя Дали в максимальной степени, сравнительно с именами его друзей-сюрреалистов, связано с этой принципиальной победой их движения, победой очень скорой. Можно было бы даже сказать — неповторимо скорой, если бы она столь впечатляюще не повторилась, но только позже и в широких масштабах: в массовой продукции, в оформлении витрин, у поп-художников и в концептуализме «для бедных», в рекламе...
«Я решил создать моду на «сюрреалистические объекты», то есть на предметы принципиально бесполезные, если оценивать их с рационалистической точки зрения, зато с фетишистским энтузиазмом материализующие идеи и фантазии бредового характера. И очень скоро парижские [...] квартиры оказались заполненными этими предметами, способными привести в замешательство [...]. Этой волной было смыто и погребено прежнее всеобщее увлечение, именовавшееся «снами». И теперь уже нет занятия более старомодного, более скучного, чем пересказывать сны или сочинять фантастические и бессвязные байки, в которых нет ничего, кроме бессвязности. Сюрреалистический объект создает новую потребность в реальном, поскольку он предлагает «чудесное» как вещественное, предоставляет возможность каждому пощупать это «чудесное» собственными руками [...]. Сюрреалистические объекты я использовал для того, чтобы прикончить, и самым решительным образом, современную живопись вообще, ну а, в частности, и сюрреалистическую живопись».
Среди созданных Дали инсталляций ante litteram, почти всегда возникавших на основе конкретных образов эротической фантазии, притом неотвратимо несших в себе приметы самого густого кича,— Телефон-лангуста, датируемый 1936 годом,— а это еще и год публикации в журнале Cahiers d'art статьи, в которой Дали анализирует «объект», от которого вскоре придется отбиваться всем миром,— крест с загнутыми концами, то есть свастику. Очень знамениты и диван в форме губ Мэй Уэст,— развитие идеи, заявленной в коллаже, созданном Дали в 1934-1935 годах, Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты), а также Ретроспективный бюст женщины, датируемый 1933 годом, затем разрушенный и восстановленный в 1970 году. Наконец, следует вспомнить и Пиджак-афродизиак 1936 года, также не сохранившийся, на сей раз бесповоротно. К нему Дали прикрепил полсотни стаканов со сливками, накидав туда дохлых мух. А уж совсем поразил Дали всех своим знаменитым батоном в двенадцать метров длины, «аристократическим» и «бесчеловечным» хлебом, который Дали безуспешно пытался установить в саду Пале-Рояля...
Сальвадор Дали Жизнь и творчество (книга)
Предисловие.
Театр фантастической жизни
1. «Прикинься гением, и ты им станешь».
2. Счастье быть испанцем.
2.1. С Лоркой.
2.2. Супер-Женщина Гала.
3. «Сюрреализм — это я».
3.1. Дали и кино: от Боньюэля к Хичкоку.
3.2. За пределами живописи.
3.3. Благодарение Фрейду.
4. Последняя роль Дали. Каденция и финал.
4.1. Апогей кича: Театр-Музей в Фигерасе.
Творчество
Биография.
В поисках стиля.
Молодая женщина, увиденная со спины и другие картины.
Глас бессознательного в пустыне.
Пустыня в безмолвии Вечернего звона.
Американские годы. Стать классиком.
Мистический Дали.
Явление призрака свободы со зримым профилем Сальвадора Дали. (Послесловие к русскому изданию)
По материалам: Марко ди Капуа. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. Перевод с итальянского, послесловие и научная редакция русского издания: В. Кисунько. М.: АСТ - Астрель. 2005. - 271 с., ил.
На страницу художника: Дали Сальвадор (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1901-1920;
Художники по странам: испанские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|