Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Сальвадор Дали. Жизнь и творчество
«Сюрреализм — это я». За пределами живописи

«Прекрасно, как случайная встреча швейной машины и зонтика на анатомическом столе». Сюрреалисты очень любили эту фразу Лотреамона. Вся художественная система сюрреализма, в конце концов, ориентирована на поиски красоты заблудившихся вещей, вне их повседневного употребления. Эти вещи спариваются и возвращаются в фантастическом обличье. Живопись способна проникнуть в подобные тайны, но сами вещи стремятся освободиться и от нее, подышать одним воздухом с нами, вырваться с плоскости холста, из рамы.

Впрочем, уже в 1914 году Марсель Дюшан изготовил ready made — «готовую форму», «готовое изделие»: случайно найденный предмет, соединенный с другими, был возведен в ранг произведения искусства и тут же объявлен оружием против искусства.

На протяжении тридцатых годов сюрреалисты создавали, проектировали множество «объектов». В конце концов, 3 декабря 1931 года, на страницах журнала Le surrealisme au service de la revolution, появляется опыт классификации, подписанный Дали: символически функциональные объекты, объекты-привидения, интерпретационные объекты, объекты-механизмы, объекты-модели и, наконец, «транссубстанциальные» объекты. А если попроще, то это целый каскад стаканов, чашек, чашечек, башмаков, шляп, ключей, цветных губок... Имя Дали в максимальной степени, сравнительно с именами его друзей-сюрреалистов, связано с этой принципиальной победой их движения, победой очень скорой. Можно было бы даже сказать — неповторимо скорой, если бы она столь впечатляюще не повторилась, но только позже и в широких масштабах: в массовой продукции, в оформлении витрин, у поп-художников и в концептуализме «для бедных», в рекламе...

«Я решил создать моду на «сюрреалистические объекты», то есть на предметы принципиально бесполезные, если оценивать их с рационалистической точки зрения, зато с фетишистским энтузиазмом материализующие идеи и фантазии бредового характера. И очень скоро парижские [...] квартиры оказались заполненными этими предметами, способными привести в замешательство [...]. Этой волной было смыто и погребено прежнее всеобщее увлечение, именовавшееся «снами». И теперь уже нет занятия более старомодного, более скучного, чем пересказывать сны или сочинять фантастические и бессвязные байки, в которых нет ничего, кроме бессвязности. Сюрреалистический объект создает новую потребность в реальном, поскольку он предлагает «чудесное» как вещественное, предоставляет возможность каждому пощупать это «чудесное» собственными руками [...]. Сюрреалистические объекты я использовал для того, чтобы прикончить, и самым решительным образом, современную живопись вообще, ну а, в частности, и сюрреалистическую живопись».

Среди созданных Дали инсталляций ante litteram, почти всегда возникавших на основе конкретных образов эротической фантазии, притом неотвратимо несших в себе приметы самого густого кича,— Телефон-лангуста, датируемый 1936 годом,— а это еще и год публикации в журнале Cahiers d'art статьи, в которой Дали анализирует «объект», от которого вскоре придется отбиваться всем миром,— крест с загнутыми концами, то есть свастику. Очень знамениты и диван в форме губ Мэй Уэст,— развитие идеи, заявленной в коллаже, созданном Дали в 1934-1935 годах, Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты), а также Ретроспективный бюст женщины, датируемый 1933 годом, затем разрушенный и восстановленный в 1970 году. Наконец, следует вспомнить и Пиджак-афродизиак 1936 года, также не сохранившийся, на сей раз бесповоротно. К нему Дали прикрепил полсотни стаканов со сливками, накидав туда дохлых мух. А уж совсем поразил Дали всех своим знаменитым батоном в двенадцать метров длины, «аристократическим» и «бесчеловечным» хлебом, который Дали безуспешно пытался установить в саду Пале-Рояля...

Сальвадор Дали
Жизнь и творчество (книга)

Предисловие.

Театр фантастической жизни

1. «Прикинься гением, и ты им станешь».

2. Счастье быть испанцем.

2.1. С Лоркой.

2.2. Супер-Женщина Гала.

3. «Сюрреализм — это я».

3.1. Дали и кино: от Боньюэля к Хичкоку.

3.2. За пределами живописи.

3.3. Благодарение Фрейду.

4. Последняя роль Дали. Каденция и финал.

4.1. Апогей кича: Театр-Музей в Фигерасе.

Творчество

Биография.

В поисках стиля.

Молодая женщина, увиденная со спины и другие картины.

Глас бессознательного в пустыне.

Пустыня в безмолвии Вечернего звона.

Американские годы. Стать классиком.

Мистический Дали.

Явление призрака свободы со зримым профилем Сальвадора Дали. (Послесловие к русскому изданию)

По материалам: Марко ди Капуа. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. Перевод с итальянского, послесловие и научная редакция русского издания: В. Кисунько. М.: АСТ - Астрель. 2005. - 271 с., ил.

На страницу художника: Дали Сальвадор (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1901-1920;

Художники по странам: испанские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru