|
Дали Сальвадор
ДАЛИ (Dalí) Сальвадор (полное имя и фамилия Сальвадор Фелип Хасинт Дали-и-Доменеч, Dalí y Domenech) (11.5.1904, Фигерас, Каталония – 23.1.1989, там же), испанский (каталонский) живописец, скульптор, график, сценограф. Учился в Академии художеств в Мадриде (1921–1922, 1925–1926). В середине 1920-х годов сблизился с Л. Буньюэлем и Ф. Гарсия Лоркой. Увлечение живописью старых мастеров (Д. Веласкес, Эль Греко, Ф. Гойя, А. Дюрер, Леонардо да Винчи и другими), знакомство с искусством Дж. Де Кирико, К. Каррa, мастерами неоклассицизма и «новой вещественности», а также с сочинениями З. Фрейда оказали решающее воздействие на становление его эстетических воззрений и творческого метода («Девушка у окна», 1925, Музей современного искусства, Мадрид, и другие ранние работы). Приехав в Париж в 1928, Дали познакомился с П. Пикассо, Х. Миро и П. Элюаром, примкнул к объединению сюрреалистов (А. Бретон и другие); был сценаристом и художником фильмов Л. Буньюэля «Андалузский пёс» (1928) и «Золотой век» (1930).
В конце 1920-х годов сложился «параноико-критический метод» Дали, который он сам определил как спонтанный метод иррационального познания, основанного на объективации бредовых ассоциаций. Образы сновидений, фантазмы расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придаёт им характер навязчивой реальности. Слившиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью («Мрачная игра», 1929, частное собрание, Париж). Постоянно повторяются мотив морского побережья, загадочные детали и символы, связанные с личными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, зубы, колющие и режущие инструменты, насекомые («Постоянство памяти», 1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля», 1936, Музей Дали, Сент-Питерсберг, штат Флорида; «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Мотивы агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х годов ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн («Предчувствие гражданской войны», 1936, Музей искусств, Филадельфия; «Осенний каннибализм», 1936, галерея Тейт, Лондон; «Изобретение монстров», 1937, Чикагский художественный институт). С 1930-х годов в живописи Дали всё чаще появляются зрительно-оптические парадоксы: фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт; «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940, Музей Дали, Сент-Питерсберг, и другие). Обращаясь к классическим произведениям, Дали перетолковывал их смысл в соответствии с собственными представлениями о бессознательном: «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория "мебели-пищи")» (1934, Музей Дали, Сент-Питерсберг); «Археологическая реминисценция "Анжелюса" Милле» (1933–1934, частное собрание).
В 1939 произошёл разрыв Дали с другими участниками сюрреалистического объединения, поскольку последние сочли неприемлемыми политические воззрения Дали (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощённое понимание эстетической программы движения; тем не менее Дали продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 он эмигрировал в США. Шумная самореклама, эксцентричные акции и шоу, активная деятельность в прибыльных сферах оформительского и прикладного искусства обеспечили Дали коммерческий успех и огромную известность сначала в Америке, а затем и во всём мире.
В 1948 Дали вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Заявив о приверженности католицизму, он создал ряд визионерских религиозно-мистических композиций, основанных на переработке барочной иконографии и стилистики («Христос Хуана де ла Круса», 1951, Художественная галерея и музей, Глазго; «Тайная вечеря», 1955, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В той же манере выполнены полотна на исторические и мифологические темы («Атомная Леда», 1949, Театр-музей Дали, Фигерас; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958–1959, Музей Дали, Сент-Питерсберг); моделью для многих из них послужила жена художника Галá (Е. Д. Дьяконова). Поздние картины написаны в беглой эскизной манере, характерной для романтической живописи («Дикий пейзаж с обнажёнными», 1970, частное собрание). Работал также в скульптуре, прикладном искусстве, графике (в том числе иллюстрировал книги – «Песни Мальдорора» Лотреамона, 1934, и другие). С конца 1920-х годов занимался сценографией, используя стилистику своих живописных произведений (оформление пьесы «Марьяна Пинеда» Ф. Гарсия Лорки, 1927; балетов «Вакханалия» на музыку Р. Вагнера, 1939, «Лабиринт» на музыку Ф. Шуберта, 1941, оба – «Балле рюс де Монте-Карло»; «Галá» на музыку А. Скарлатти, 1961, «Ла Фениче», Венеция, и другие). В 1973 основал и спроектировал Театр-музей Дали в Фигерасе; в Каталонии находятся также Дом-музей Дали в Порт-Льигате и Замок Гала Дали в Пуболе.
Сочинения: La femme visible. P., 1930; La conquête de l’irrationel. P., 1935; Métamorphose de Narcisse. P., 1937; Dali par Dali. P., 1970; Дневник одного гения. М., 1991; Тайная жизнь С. Дали, написанная им самим. М., 1998; 50 магических секретов мастерства. М., 2002; Сюрреализм – это Я. М., 2005.
Литература: Morse A. R. S. Dali. A panorama of his art. Cleveland, 1974; S. Dali. Retrospective, 1920–1980. (Cat.). P., 1980; Secrest M. S. Dali, l’extravagant surréaliste. P., 1988; Descharnes R. Dali, l’œuvre et l’homme. Lausanne, 1989; Рожин А. И. С. Дали: Миф и реальность. М., 1992; С. Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. М., 1992; Etherington-Smith M. Dali. A biography. L., 1993; S. Dali. Das druckgraphische Werk / Hrsg. R. Michler, L. W. Löpsinger. Münch., 1994–1995. Bd 1–2; Дали без границ. (Кат.). М., 1994; Field A. The official catalogue of the graphic works of S. Dali. N. Y., 1996; Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. М., 1997; Gibson L. The shameful life of S. Dali. L., 1997; Дешарн Р. С. Дали. М., 2002; Ades D. Dali – the century retrospective. L., 2004; Descharnes R., Néret G. S. Dali. Das malerische Werk. Köln u. a., 2004. Bd 1–2; Radford R. Dali. P., 2004.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2007. Т.8 - 767 с., ил.
Дали Сальвадор (БСЭ)
Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 7. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1972. Главный редактор А. М. Прохоров.
Сальвадор Дали. Жизнь и творчество (книга)
Предисловие.
Театр фантастической жизни
1. «Прикинься гением, и ты им станешь».
2. Счастье быть испанцем.
2.1. С Лоркой.
2.2. Супер-Женщина Гала.
3. «Сюрреализм — это я».
3.1. Дали и кино: от Боньюэля к Хичкоку.
3.2. За пределами живописи.
3.3. Благодарение Фрейду.
4. Последняя роль Дали. Каденция и финал.
4.1. Апогей кича: Театр-Музей в Фигерасе.
Творчество
Биография.
В поисках стиля.
Молодая женщина, увиденная со спины и другие картины.
Глас бессознательного в пустыне.
Пустыня в безмолвии Вечернего звона.
Американские годы. Стать классиком.
Мистический Дали.
Явление призрака свободы со зримым профилем Сальвадора Дали. (Послесловие к русскому изданию)
По материалам: Марко ди Капуа. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. Перевод с итальянского, послесловие и научная редакция русского издания: В. Кисунько. М.: АСТ - Астрель. 2005. - 271 с., ил.
Галерея
Указатель произведений в галерее. Часть 1.
Указатель произведений в галерее. Часть 2.
Вход в галерею. Часть 1. (залы 1—6)
Вход в галерею. Часть 2. (залы 7—12)
Художники по годам рождения: 1901-1920;
Художники по странам: испанские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|