|
Врубель Михаил Александрович Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель. 1898
Портрет артистки Надежды. Ивановны. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете «Empire», исполненном по замыслу художника. 1898.
Врубель выступал оформителем почти всех спектаклей, в которых выступала Забела, он был ее, как сейчас принято говорить, стилистом: сам придумывал ей костюмы, грим, одевал ее перед спектаклем и смотрел все ее выступления от начала до конца. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. Если к этому прибавить, что Врубель сочинял костюмы также и себе, сам, по своему вкусу и своим проектам обставлял свои апартаменты,– то мы увидим, что еще до возникновения «Мира искусства» он уже осуществил идею, которая декларирована в самом наименовании знаменитого художественного объединения: он был окружен искусством и творил его, в том числе создавал произведения искусства из самого себя и своей жены.
Роман с Надеждой Ивановной был обставлен всеми атрибутами романтической влюбленности. Забела вспоминала: «На одной из репетиций… я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: "Прелестный голос!" Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: "Наш художник Михаил Александрович Врубель", и в сторону мне сказала: "Человек очень экспансивный, но вполне порядочный"… Так чувствителен к звуку голоса Михаил Александрович был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня,– на сцене было темно; но звук голоса ему понравился». Выходит так, что Врубель влюбился не столько в лицо, облик, сколько в образ, голос, в мечту, создание своего воображения. Причем замечательно то, что Врубель умел поэтизировать недостатки внешности Забелы, и даже, как пишет ее сестра, «часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему». Он, по-видимому, делал ее старше своего возраста. Это была чрезвычайно трогательная влюбленность, особенно если иметь в виду, что сценическая карьера Надежды Ивановны была достаточно благополучной, тогда как слава Врубеля, напротив, достаточно скандальной. Сам этот роман возник непосредственно вслед за разразившимся на нижегородской ярмарке скандалом по поводу врубелевских декоративных панно, так что фоном этого знакомства и женитьбы было всеобщее поношение Врубеля в качестве декадента.
Счастливый период их жизни оказался недолгим. Во-первых, потому, что у них родился сын с заячьей губкой, что произвело на Врубеля чрезвычайно тягостное впечатление, и, собственно, с этого момента начался его срыв в болезнь и безумие. И с этого же момента Врубель начал работать над Демоном поверженным, произведением, которое закрепило за ним славу декадента. А потом начались годы в психиатрической лечебнице, где Надежда Ивановна постоянно навещала Врубеля и часто для него пела.
Вступление
Автопортреты
Корни легенды
Выход в свет. Врубель в художественном окружении
Киев - Венеция - Киев
Москва - Петербург
Творческое кредо
Биография и творческая судьба. Странные пересечения
Творческий метод. Метод и тема
Символизм
Девочка на фоне персидского ковра. 1886
Портрет С. И. Мамонтова. 1897
Демон (сидящий). 1890
Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель. 1898
Демон поверженный. 1902
Полёт Фауста и Мефистофеля. 1896
Лебедь. 1901
По материалам: Михаил Врубель. Ред. Н. Надольская. Автор текста М. Алленов. М.: Белый город, 2006. - 64 с., ил.
На страницу художника: Врубель Михаил Александрович (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1856-1870;
Художники по странам: русские, советские, российские;
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|