Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Врубель Михаил Александрович
Корни легенды

Не всякий художественный мир и не всякая творческая биография одинаково предрасполагают к мифотворчеству, интенсивность легендарного ореола, разумеется, у разных художников разная. В этом отношении Врубель среди русских художников прочно держит первое место. Первоисточник легенды, как было сказано,– удивительное, таинственное. У непонятного, кроме того, тоже есть оттенки: загадочное, странное или необычное… Иногда оно может выступать просто как редкое, то, что нечасто встречается в биографиях русских художников.

Конечно, удивительное и странно-интригующее под номером один – это то, что Врубель закончил жизнь в психиатрической клинике. Его сумасшествие странным образом, уже в глазах его современников, бросало отсвет на его искусство. Например, Стасов с некоторым как бы даже облегчением воспринял весть о психической болезни Врубеля, как то, что вроде бы объясняло врубелевские «странности», в частности его привязанность к демонической теме. Существенен при этом не только сам факт трагической жизненной развязки, но и то, что Врубель пробыл в психиатрической лечебнице сравнительно долго – с 1902 по 1910 год, год его смерти. Ему было уже все равно, что его, имевшего репутацию первого и главного декадента среди живописцев, произвели в академики; он не знал о триумфальном успехе в России и Европе того самого «Мира искусства», в первых выставках которого он участвовал; он не был свидетелем событий первой русской революции – все это прошло мимо него. Получилось так, что период его болезни оказался в русской истории, в том числе культурной, чрезвычайно насыщенным событиями. Врубель, продолжая существовать, рано был выключен из культурной среды своего времени и уже при жизни отошел в область легенды. Например, художники «Голубой розы», экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля вместе с картинами Борисова-Мусатова, предъявляли его в качестве своего учителя, того, от кого они исходят в своем творчестве; для литераторов-символистов (Александра Блока, Андрея Белого) Врубель – художественный прецедент, аргумент в их эстетическом и творческом самоутверждении, вполне состоявшееся и занявшее место в истории искусства явление,– хотя он еще жив. Такое, конечно, бывает не со всяким художником. Речь на могиле Врубеля в день его похорон 3 апреля 1910 года произнес Александр Блок; в том же году она была отредактирована для печати.

Еще один интригующий момент биографии Врубеля: уже в процессе болезни, после того, как он попал в лечебницу (а он сменил их несколько), у него были моменты просветления, когда он мог работать. И вот тогда-то были созданы его последние шедевры, в частности графические, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном – Обдумывает ход (Игра в шахматы) (1903-1904); Кровать (из цикла Бессонница, 1905); Дерево у забора (1903-1904). Одним из последних произведений Врубеля является Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова (1906).

Доктор Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, оставил любопытные воспоминания, где написал: «Часто приходится слышать, что творчество Врубеля – больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности… С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления – эстетические – погибают первыми: они у него погибли последними, так как были первыми». До тех пор, пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть (в 1906 году наступила слепота),– он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства,– и это тоже одна из удивительных особенностей его творческой биографии.

Вступление

Автопортреты

Корни легенды

Выход в свет. Врубель в художественном окружении

Киев - Венеция - Киев

Москва - Петербург

Творческое кредо

Биография и творческая судьба. Странные пересечения

Творческий метод. Метод и тема

Символизм

Девочка на фоне персидского ковра. 1886

Портрет С. И. Мамонтова. 1897

Демон (сидящий). 1890

Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель. 1898

Демон поверженный. 1902

Полёт Фауста и Мефистофеля. 1896

Лебедь. 1901

По материалам: Михаил Врубель. Ред. Н. Надольская. Автор текста М. Алленов. М.: Белый город, 2006. - 64 с., ил.

На страницу художника: Врубель Михаил Александрович (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1856-1870;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru