Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Крамской Иван Николаевич

Крамской Иван НиколаевичКРАМСКОЙ Иван Николаевич [27.5(8.6).1837, город Острогожск Воронежской губернии – 24.3(5.4).1887, Санкт-Петербург], российский живописец, график и художественный критик, академик петербуржской Академии Художеств (1869). Родился в семье письмоводителя городской думы. В юные годы был писцом, ретушёром фотографий. Учился в петербуржской Академии Художеств (1857–1863) у А. Т. Маркова. В 1863 возглавил «бунт четырнадцати», который завершился выходом из Академии Художеств её выпускников, организовавших Артель художников во главе с Крамским (1863). В 1869 посетил Берлин, Дрезден, Антверпен, Париж; в 1876 – Рим, Неаполь, Париж, где познакомился с Ж. Э. Ренаном, автором книги «Жизнь Иисуса». В 1870 стал одним из учредителей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1870-е годы по заказу П. М. Третьякова Крамской создал галерею портретов деятелей русской культуры и науки: Ф. А. Васильева (1871), Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), П. М. Третьякова, Д. В. Григоровича (оба 1876), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879; все – в Государственной Третьяковской галерее); С. П. Боткина (1880), В. С. Соловьёва (1885; оба – в Государственном Русском музее), «Н. А. Некрасов в период "Последних песен"» (1877–1878); также автопортреты (1867, 1874; оба – в Государственной Третьяковской галерее). Эти «портреты-драмы» (по определению В. В. Стасова) воплощают возвышенные этические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине; нейтральность поз, точность рисунка и мягкость пластики акцентируют углублённость психологической характеристики. Созданные Крамским портреты крестьян отразили внутреннее достоинство человека из народа, а порой и зреющий социальный протест («Полесовщик», 1874, Государственная Третьяковская галерея; «Мина Моисеев», 1882, Государственный Русский музей; «Крестьянин с уздечкой», 1883, Музей русского искусства, Киев).

Центральное произведение Крамского – «Христос в пустыне» (1872, Государственная Третьяковская галерея); за эту работу ему присуждено звание профессора Аакадемии Художеств, от которого он отказался. Продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, Крамской интерпретирует евангельский сюжет в морально-философском плане, воплощая в картине идею героического самопожертвования. Продолжением данной темы стало незавершённое полотно «Хохот» («Радуйся, царю иудейский!», 1877–1880-е годы, Государственный Русский музей), в котором Крамской выразил пессимистический опыт поколения шестидесятников и крушение их надежд. Завершила библейскую трилогию картина «Иродиада» (1884–1886, Государственная Третьяковская галерея), трактующая известный сюжет как философское размышление о жизни и смерти.

Стремясь психологизировать сюжетные композиции, Крамской создал произведения, сочетающие элементы портрета и тематической картины, раскрывающие тонкие душевные переживания и сложные судьбы («Лунная ночь», конец 1870-х годов, «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884; все – в Государственной Третьяковской галерее). В ряде произведений художника проявились черты академизма (портреты певицы Е. А. Лавровской, 1879; императрицы Марии Фёдоровны, 1882; оба – в Государственном Русском музее). Участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве (1863–1866); исполнил образá для русской посольской церкви в Копенгагене (1883–1885). Работал над альбомом, посвящённым коронации Александра III (1883–1885); создал также несколько скульптур («Голова Христа», Государственная Третьяковская галерея; «Христос», 1883, Государственный Русский музей).

В художественно-критических статьях и письмах Крамской отстаивал идею демократизации искусства, понимая его как образную форму выражения идеи. Многие идеи Крамского получили осуществление уже после его смерти (организация независимой от Академии Художеств художественной школы, созыв съезда русских художников и другие). Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1863–1868). На Всемирной выставке 1878 в Париже награждён золотой медалью. В 1910 на родине художника был основан музей Крамского (ныне Районный историко-художественный музей имени И. Н. Крамского).

Сочинения: Письма. Статьи. М., 1965–1966. Т. 1–2; Крамской об искусстве. 2-е изд. М., 1989.

Литература: И. Н. Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи / Под ред. В. В. Стасова. СПб., 1888; Гольдштейн С. Н. И. Н. Крамской. М., 1965; И. Н. Крамской. (Кат. выставки). М., 1988; Курочкина Т. И. И. Н. Крамской. Л., 1989; Яковлева Н. А. И. Н. Крамской. Л., 1990; Карпова Т. И. Крамской. М., 2001; Порудоминский В. И. И. Крамской. М., 2001.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2010. Т.15 - 767 с., ил.

Крамской Иван Николаевич (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Крамской Иван Николаевич
(очерки о жизни и творчестве)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

По материалам: Иван Крамской. Ред. Н. Надольская. Текст Т. Карпова. М.: Белый город, 2000. - 64 с., ил.

Галерея

Указатель произведений в галерее

Вход в галерею

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru