|
Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
В один из последних дней 1872 года посетители, заполнившие залы только что открывшейся в Петербурге второй передвижной выставки, неизменно останавливались перед большим полотном художника И.Н. Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской галерее). В мрачный, дикий ландшафт каменистой пустыни словно вросла неподвижная фигура сидящего человека. Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. Многие из них правильно поняли замысел художника: не простую иллюстрацию к евангельскому эпизоду видели они перед собой, а картину-символ, воплотившую проблему выбора жизненного пути, вставшую перед честными русскими людьми в 70-х годах ХIХ века. Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость, за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии?
Вся жизнь и творчество Крамского – ответ на этот вопрос. Художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель, он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность. В 1863 году именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишённые социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну – Артель художников. С 1870 году Крамской – учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве.
Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности и демократичности. Может быть, в ещё большей мере воплощены они во многих портретах современников, написанных Крамским в 60–70-е годы. Интеллигент-разночинец, идущий нелёгким путём жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир,– таким предстаёт художник в «Автопортрете» (1867, Государственная Третьяковская галерея). Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в котором через индивидуальное, присущее, казалось бы, только модели, передано нечто всеобщее, закономерное, характерное для всех лучших людей эпохи. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877; оба – Государственная Третьяковская галерея).
Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. Не тёмных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, Государственная Третьяковская галерея) или обаятельного в своём мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, Государственный Русский музей; этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный музей русского искусства, Киев). В 80-е годы художник создаёт несколько интересных работ, раскрывающих новые стороны его дарования: «Лунная ночь» (1880), «Неизвестная» (1883), «Неутешное горе» (1884; все в Государственной Третьяковской галерее).
И. Н. Крамской приветствовал всё новое и передовое, что появлялось в русском искусстве 70–80-х годов. «Искусство обширно и неисчерпаемо. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути»,– писал он. Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. «Русским гражданином» назвал его И. Е. Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского.
По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
На страницу художника: Крамской Иван Николаевич (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1831-1855;
Художники по странам: русские, советские, российские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|