|
Крамской Иван Николаевич Творчество художника. 4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Проблема взаимоотношений «я» с другими, уединенного бытия личности и ее внешних границ – внутренняя тема детских портретов Крамского. Детский портрет – особая страница в творчестве художника. Крамской, видимо, живо помнил переживания собственного детства, был внимателен к детям, умел их чувствовать. Детская нравственная интуиция – критерий истины для Крамского. В искусство второй половины XIX века Крамской принес свое понимание детского и юношеского портрета (отличное и от предшественников-романтиков, и от современников-шестидесятников, и от мастеров эпохи рубежа веков). Дети на портретах Крамского необычайно серьезны, тихи и сосредоточенны. Это пасмурное «утро жизни». Источник печали детских образов Перова – страдание детства в бедности и сиротстве. Дети Перова – жертвы социального унижения. Крамской же переводит тему детства в психологический план. Для него детство – пора несвободы и одиночества, напряженного внимания ко всему и ранимости души, пора становления личности, время во многом мучительное и тревожное. Он видит драматизм бытия личности маленького человека в несовпадении огромного внутреннего мира ребенка и внешней его малости для окружающих. Мир личности ребенка у Крамского – это мир невысказанный и непонятый. Только перед смертью произошло у Крамского освобождение от какой-то терзавшей его «муки детства», и тогда он написал по памяти Детей в лесу (1887), работу, светящуюся детским чувством красоты жизни, радостного удивления перед ней.
В портретах Крамского нет умиления перед детством, нет любования свежестью и непосредственностью юных моделей, беззаботной радостью существования, как в детских портретах импрессионистов или близких им репинских портретах. Диалог художника и модели идет почти на равных, взрослый признает в ребенке такую же личность, как и он сам. Порой создается впечатление, что Крамской излишне психологизирует детский портрет. Если детский портрет XVIII века изображал детей как маленьких взрослых, играя в их взрослость, наряжая во взрослые одежды, создавал модели «больших», то дети Крамского «взрослые» всерьез (Оскорбленный еврейский мальчик, 1874; Портрет Софьи Крамской, начало 1870-х; Портрет Марка Крамского, 1875; Портрет девочки <Софья Крамская>, 1878; два Портрета Сергея Крамского, 1883). В детском портрете Крамской не стремился дать собирательный образ детства, а пытался в каждом ребенке увидеть отдельную индивидуальность.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
По материалам: Иван Крамской. Ред. Н. Надольская. Текст Т. Карпова. М.: Белый город, 2000. - 64 с., ил.
На страницу художника: Крамской Иван Николаевич (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1831-1855;
Художники по странам: русские, советские, российские;
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|