|
Врубель Михаил Александрович Демон поверженный. 1902
В том же смысле, в каком Демон 1890 года – персонификация Вечера, Демон поверженный – его парадоксальная фаза, то есть живописная аллегория Заката со свойственной ему грандиозностью, пышностью и конвульсивностью в противоборстве «золота и синевы». На лице изобразилась капризная гримаса ребенка, проглотившего горькую микстуру. Обычная для врубелевских персонажей расширенность глаз здесь откровенно продемонстрирована в качестве искусственного физического натяжения век – ходового ухищрения пластического грима. В сочетании с искусственной же «интересной бледностью» лицо Демона отчетливо ассоциировано с театральной маской. Тогда как живопись – фактура и колорит картины – воссоздает впечатление потухающей сценической подсветки. Розовые и голубые краски первоначально обладали люминесцентным эффектом (он уцелел лишь в некоторых фрагментах пейзажного окружения и на диадеме); в росписи павлиньих перьев применен бронзовый порошок. В момент написания живописное полотно в целом походило на сверкающее и переливающееся павлинье оперение. Но вся эта «красота» словно была рассчитана на то, чтобы поблекнуть на глазах первых зрителей. Врубель продолжал работу над картиной, когда она уже экспонировалась на выставке. Черты и выражение лица, свето- и цветорежиссура менялись на глазах публики: исчезнувшие версии изображения тут же превращались в то, о чем «говорят», о чем глаголет молва, ходят слухи и легенды. Известно, что Врубель хотел дать картине название Ikone. Легендарно-житийный ореол сопровождал картину с самого начала, как если бы этот ореол входил в художественное задание произведения. Собственно, это род художественного деяния, поступка, в современном художественном обиходе именуемый «акцией».
Смысл или сюжет этой постановочной акции как раз в том, чтобы картину в ее итоговом застывшем облике, где лишь местами, как на тлеющих углях, угадывается зарево отбушевавшего «творческого пожара», превратить в post skriptum к легендарному, волшебно-феерическому, грандиозному спектаклю: гаснут огни, блекнут декорации, проступает грим, пышность оборачивается бутафорской мишурой… Но этим спектаклем было собственное творчество Врубеля предшествующего десятилетия, прологом которого явился Демон 1890 года. В такой ретроспекции картина 1902 года – один из самых поразительных памятников врубелевского «магического театра»: ведь то, о чем свидетельствует, что знаменует, документирует облик картины как живописного изделия – конец, развязка грандиозной «живописной драмы»,– это и есть то, что изображено на картине, показывающей символический мистериальный прообраз всех финалов, коими увенчиваются подобного рода аттракционы с назначением «иллюзионировать душу… величавыми образами».
Вступление
Автопортреты
Корни легенды
Выход в свет. Врубель в художественном окружении
Киев - Венеция - Киев
Москва - Петербург
Творческое кредо
Биография и творческая судьба. Странные пересечения
Творческий метод. Метод и тема
Символизм
Девочка на фоне персидского ковра. 1886
Портрет С. И. Мамонтова. 1897
Демон (сидящий). 1890
Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель. 1898
Демон поверженный. 1902
Полёт Фауста и Мефистофеля. 1896
Лебедь. 1901
По материалам: Михаил Врубель. Ред. Н. Надольская. Автор текста М. Алленов. М.: Белый город, 2006. - 64 с., ил.
На страницу художника: Врубель Михаил Александрович (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1856-1870;
Художники по странам: русские, советские, российские;
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|