|
Врубель Михаил Александрович Выход в свет. Врубель в художественном окружении
Долгое время Врубель был известен как талантливый и умелый декоратор, да и то лишь узкому кругу друзей и заказчиков. Для нас «популярный» Врубель начинается с 1890 года, когда в Москве был написан Демон сидящий и созданы иллюстрации к произведениям Лермонтова в юбилейном издании к пятидесятилетию со дня смерти поэта. Однако в своей текущей современности, до 1896 года, до скандала с панно на нижегородской выставке, он являлся, так сказать, «придворным художником» Саввы Мамонтова; он – одна из заметных фигур в абрамцевском кружке, он оформлял интерьеры особняков московских меценатов и буржуа, имея узкий круг клиентов, но он не участвовал в выставках, и «широкая публика» о нем не знала. В 1896 году перед этой «широкой публикой» предстал уже крепкий, сложившийся художник и выдающийся мастер. Произошло это вдруг, неожиданно – здесь тоже один из моментов биографии, прибавляющий яркости легендарному ореолу вокруг имени Врубеля.
Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, включавшая художественный отдел. На торцах павильона, где должен был расположиться этот отдел, под выгнутой крышей пустовали большие тимпаны. Курировавший художественно-оформительские работы на выставке Мамонтов заказал Врубелю выполнить для этих тимпанов панно на темы, предоставленные усмотрению художника. Врубель сочинил композиции на европейский – Принцесса Грёза (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Эдмона Ростана) и национальный – Микула Селянинович сюжеты. Эти панно были отвергнуты специально присланной из петербургской Академии художеств комиссией «как нехудожественные». Тогда Мамонтов арендовал участок вблизи входа, где был в короткий срок сооружен павильон, или «балаган», как выразился Константин Коровин, с громадными буквами на крыше «Панно Врубеля». В этом павильоне они и экспонировались. Событие это наделало много шума в прессе. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировались восемь картин Врубеля и его скульптура; в это же время проходили гастроли мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль Гензель и Гретель в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес Неаполитанская ночь. Врубель, таким образом, был представлен в Нижнем всеми гранями своего творчества: дебют Врубеля был превращен Мамонтовым в бенефис.
Врубель – художник трех столиц. Он учился в Петербурге; первые крупные произведения были созданы в Киеве; наконец, он долгое время работал в Москве, а в широкий общественный свет он вышел в качестве экспонента «Мира искусства», объединения именно петербургского, то есть его произведения снова вернулись в Петербург. Подобное географическое разнообразие не свойственно другим мастерам. Но важно не это. Важно то, что он везде – «как беззаконная комета в кругу расчисленном светил», он всегда отмечен знаком принадлежности какому-то другому миру, чем тот, который привычен и понятен окружению, в котором он в данный момент оказывался. Академический педагог Чистяков говорил, что Врубель у него «перепекся», то есть усвоил его систему как-то «слишком». Но где бы он ни появился, в нем всегда был ощутим некий «излишек»: в Киеве он петербуржец; в Москве, еще сохранявшей дух и характер поленовского Московского дворика, он, прошедший школу киевского орнаментально-декоративного монументализма, слишком смел и одновременно витиеват.
Учиться в Академию Врубель пришел сравнительно взрослым уже человеком. В класс Чистякова он попал одновременно с Серовым, будучи почти на десять лет того старше: за его спиной университет и сравнительно долгий период дилетантских упражнений в рисунке.
Именно Чистяков рекомендовал его как способного мастера композиции Адриану Прахову, который тогда руководил реставрацией древних церквей и фресок в Киеве, а впоследствии курировал художественную часть исполнения росписей во Владимирском соборе. Так Врубель оказался в Киеве. И вот недавний еще ученик Академии, не имеющий опыта работы в монументальном роде, всего за один год создал ряд монументальных композиций: Сошествие Святого Духа на апостолов, Оплакивание, иконостас для Кирилловской церкви, дописал, имитируя мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора, через два года исполнил орнаменты на столбах Князь-Владимирского собора, уже тогда приводившие в изумление свободой сочинительской фантазии.
Вступление
Автопортреты
Корни легенды
Выход в свет. Врубель в художественном окружении
Киев - Венеция - Киев
Москва - Петербург
Творческое кредо
Биография и творческая судьба. Странные пересечения
Творческий метод. Метод и тема
Символизм
Девочка на фоне персидского ковра. 1886
Портрет С. И. Мамонтова. 1897
Демон (сидящий). 1890
Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель. 1898
Демон поверженный. 1902
Полёт Фауста и Мефистофеля. 1896
Лебедь. 1901
По материалам: Михаил Врубель. Ред. Н. Надольская. Автор текста М. Алленов. М.: Белый город, 2006. - 64 с., ил.
На страницу художника: Врубель Михаил Александрович (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1856-1870;
Художники по странам: русские, советские, российские;
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|