Врубель Михаил Александрович Девочка на фоне персидского ковра. 1886 (Очерк)
На картине изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве, однако здесь нет никакой склонности к индивидуализирующей характерности и портретному психологизму. Если по поводу композиции с такой глубоко серьезной темой, как Христос в Гефсиманском саду, Врубель мог говорить о «легкой слащаватости» сюжета, то в этом смысле Девочка на фоне персидского ковра прямо-таки «рахат-лукум и розовая вода», как выражался Томас Манн, имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии. Но этот признак салонной эстетики с ее императивом «сделайте мне красиво» определяет постановку, мотив: под красиво ниспадающими в виде балдахина складками узорного ковра красивая девочка в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, «жемчуга огрузили шею», пальцы унизаны перстнями… Но – слишком много красоты, угнетающе много: вся мизансцена исподволь поворачивается в сторону траурных ассоциаций. Девочка похожа на одну из тех жен, которых отправляли вослед умершему владыке, перед тем обряжая со всевозможной роскошью, так что сама эта роскошь становится знаком готовности к жертвоприношению.
Бессильно упавшие руки многозначительно, крест-накрест положены ладонями на розу и кинжал – традиционные эмблемы любви и смерти. Но не эта подсказка говорящих атрибутов, и не только обреченно-скорбное лицо – в сгущении этих ассоциаций участвует сама живопись, и главным образом живопись. В ней впервые Врубель нашел свою колористическую тему и красочный тембр: выдержанное на всем пространстве холста в низком регистре звучание густых сумрачных тонов со сдвигом в холодную часть спектра – поистине уникальное явление в колористических гармониях русской живописи. Здесь претворены впечатления от венецианской живописи раннего Возрождения, увиденной сквозь мерцание византийских мозаик. Это «живописное событие» и образует сюжет полотна. Не живопись аккомпанирует настроению лица, дополняет его, а лицо дополняет, «рассказывает» то, что уже сказалось в колористическом строе живописи. Это не взгрустнувшая «младая дева», а сама Печаль – персонификация того духа, которым сотворена и которым проникнута сама живописная материя картины. В сущности, такими персонификациями будут потом и женская фигурка в картине Сирень, и гадалка в одноименной картине, да и оба Демона в картинах 1890 и 1902 годов.
Вступление
Автопортреты
Корни легенды
Выход в свет. Врубель в художественном окружении
Киев - Венеция - Киев
Москва - Петербург
Творческое кредо
Биография и творческая судьба. Странные пересечения
Творческий метод. Метод и тема
Символизм
Девочка на фоне персидского ковра. 1886
Портрет С. И. Мамонтова. 1897
Демон (сидящий). 1890
Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель. 1898
Демон поверженный. 1902
Полёт Фауста и Мефистофеля. 1896
Лебедь. 1901
По материалам: Михаил Врубель. Ред. Н. Надольская. Автор текста М. Алленов. М.: Белый город, 2006. - 64 с., ил.
На страницу художника: Врубель Михаил Александрович (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1856-1870;
Художники по странам: русские, советские, российские;
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|