Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Врубель Михаил Александрович
Портрет Саввы Ивановича Мамонтова. 1897

Как некогда Гамлет в юношеской картине 1883 года, Мамонтов кажется прикованным взглядом к зеркалу, где видит нечто такое, что заставляет его в ужасе отшатнуться. Но видение, изобразившееся в зеркале,– не что иное, как сам этот портрет: надгробная стела превращает изображенное пространство в пространство склепа; густая тень на стене слита с чернотой фрачного костюма так, что весь черный массив слагается в призрачную темную фигуру, развалившуюся в кресле по диагонали, точно повторяющей укутанную в тень фигуру плакальщицы; за вычетом этого сгустка темноты остается голова на белом фрачном пластроне. Этот пластрон представляет собой незакрашенную поверхность грунта, отсеченную от окружающей черноты так, что возникает поразительная иллюзия скульптурного бюста, повернутого в три четверти к плоскости изображения. Наконец, пожалуй, главная «незаметность», своей откровенной изобретенностью, изысканностью выдающая мысль художника: тень, положенная на правую (от зрителя) часть головы, разворачивает ее абсолютно фронтально и в сочетании с резко оконтуренной глазной впадиной дает полную иллюзию мертвого черепа.

Скульптурные мемории в инфернальной игре теней в сумрачном пространстве с «подвальным освещением»… Есть отчего прийти в ужас. При всем том простейшими средствами (громоздящаяся уступами вверх композиция; линия горизонта, запрокинутая за нижний край рамы, отчего фигура, соответственно, резко возвышена; гиперболически широкие, богатырские плечи) достигнуто впечатление выспренней, надменной величественности. Так оно и подобает парадному портрету, назначение которого – не просто сохранить облик, но воздвигнуть памятник, запечатлеть славу портретируемого. Но та же нагнетенность возвеличивающего прославительного пафоса возвышает значение и впечатляющую силу всех настойчивых напоминаний о загробных потемках, превращая портрет в вариацию на «sic transit Gloria mundi». Пространство портрета словно оглашено звуками библейских причитаний: человек «убегает, как тень, и не останавливается» (Иов, 14: 2) и «наши дни на земле тень» (Иов, 8: 9), «ибо Ты вознес меня, и низверг меня. / Дни мои – как уклоняющаяся тень» (Псалтирь, 101: 11-12).

Вступление

Автопортреты

Корни легенды

Выход в свет. Врубель в художественном окружении

Киев - Венеция - Киев

Москва - Петербург

Творческое кредо

Биография и творческая судьба. Странные пересечения

Творческий метод. Метод и тема

Символизм

Девочка на фоне персидского ковра. 1886

Портрет С. И. Мамонтова. 1897

Демон (сидящий). 1890

Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель. 1898

Демон поверженный. 1902

Полёт Фауста и Мефистофеля. 1896

Лебедь. 1901

По материалам: Михаил Врубель. Ред. Н. Надольская. Автор текста М. Алленов. М.: Белый город, 2006. - 64 с., ил.

На страницу художника: Врубель Михаил Александрович (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1856-1870;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru