Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Эль Греко

Эль ГрекоЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, греческое Δομήνιϰος Θεοτοϰόπουλος) (около 1541, Кандия, ныне Ираклион – 7.4.1614, Толедо), греческий и испанский живописец. Представитель искусства Позднего Возрождения и раннего барокко; синтезировал в своём творчестве элементы трёх художественных традиций – византийской, итальянской и испанской. Начинал своё творчество как иконописец в русле критской иконописной школы («Успение Богородицы», около 1565–1566, церковь Успения на острове Сирос). В 1567–1570 в Венеции, учился в мастерской Тициана, где освоил масляную технику; испытал влияние и других представителей венецианской школы (Тинторетто, Я. Бассано): «Моденский триптих» (около 1569, Галерея Эстенсе, Модена), «Изгнание торгующих из храма» (до 1570, Национальная галерея, Вашингтон), «Исцеление слепого» (после 1570, Картинная галерея, Дрезден; около 1573, Национальная галерея, Парма) и другие. С 1570 в Риме, где начал писать портреты: «Портрет Джулио Кловио» (1571, Музей Каподимонте, Неаполь) и других. В течение двух лет покровителем Эль Греко был кардинал А. Фарнезе, благодаря чему тот вошёл в круг римских интеллектуалов. С 1572 член академии Св. Луки; открыл собственную мастерскую. Для становления творческой манеры Эль Греко в этот период было важно знакомство с произведениями Корреджо, Пармиджанино и Микеланджело: в его произведениях появляются свойственные маньеризму иррациональная трактовка пространства, резкость красочных переходов, повышенная экспрессия образов («Пьета», около 1575, коллекция Испанского общества Америки, Нью-Йорк). С 1577 в Испании: выполнил для Филиппа II алтарные образы «Поклонение имени Иисуса» (1578–1579) и «Мученичество святого Маврикия» (1580–1582, обе – в монастыре Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль), однако добиться расположения короля и получить должность придворного живописца ему не удалось. Поселился в Толедо, где прославился как мастер религиозных картин («Похороны графа Оргаса», 1586–1588, церковь Санто-Томе, Толедо; «Распятие», 1597–1600, Прадо, Мадрид; и другие) и портретист, способный дать точную психологическую характеристику модели («Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевара», около 1600, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Портрет Ортенсио Феликса Парависино», 1609, Музей изящных искусств, Бостон, и другие). Поиски Эль Греко в жанре портрета (использование нейтрального фона, передача неидеализированных черт лица) были созвучны исканиям испанских мастеров (А. Санчес Коэльо, Х. Пантоха де ла Крус) и предвосхитили достижения испанского портрета 17 века. В Испании Эль Греко выработал свой оригинальный стиль: господство холодных тонов в колорите, гармоничное созвучие больших красочных пятен, обилие рефлексов, вытянутые пропорции фигур (вплоть до их деформации и уподобления языкам пламени), резкие ракурсы, динамическое построение композиции и стремление к спиритуализации образов («Благовещение», 1597–1600, Прадо; «Снятие пятой печати», 1609–1614, Метрополитен-музей, и другие). В поздние годы обратился к пейзажу («Вид Толедо», около 1598–1599, Метрополитен-музей). Работал также как скульптор (рельеф «Чудо святого Ильдефонса», около 1587, дерево, главная ризница кафедрального собора в Толедо) и архитектор: спроектировал три ретабло в церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо в русле зодчества Высокого Возрождения (1577–1579) и другие.

Литература: Валлантен А. Эль Греко. М., 1962; Manzini G., Frati T. L’opera completa del Greco. Mil., 1969; Gudiol J. Doménikos Theotókopoulos: El Greco. Barcelona, 1971; Davies D. El Greco. Oxf.; N. Y., 1976; Pita Andrade J. M. El Greco. Mil., 1986; El Greco: Identity and transformation: Crete, Italy, Spain. Madrid a. o., 1999; Мариас Ф. Эль Греко: Жизнь и творчество. М., 2014; El Greco of Toledo: Painter of the visible and the invisible. Toledo, 2014; El Greco: Painter and master. Madrid, 2014.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2017. Т.35 - 799 с., ил.

Эль Греко (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Эль Греко
(Творчество художника. Очерки)

Творчество художника (начало).

Творчество художника (продолжение 1).

Творчество художника (продолжение 2).

Творчество художника (продолжение 3).

Творчество художника (продолжение 4).

Творчество художника (продолжение 5).

Творчество художника (продолжение 6).

Творчество художника (продолжение 7).

Творчество художника (продолжение 8).

Творчество художника (продолжение 9).

Творчество художника (окончание).

По материалам: Эль Греко. Ред. Е. Галкина. Текст Т. П. Каптерева. М.: Белый город, 2005. - 48 с., ил.

Галерея

Указатель произведений в галерее.

Вход в галерею.

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: греческие

Художники по странам: испанские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru