|
Тициан Вечеллио (1476 или 1480-е - 1576) (ЭСЮХ)
«Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана Вечеллио, одного из крупнейших мастеров мировой живописи. Его искусство – самое яркое явление венецианской школы итальянского Возрождения. Открытия Тициана в области живописи – цветовая лепка формы, нюансировка краски, богатство колорита – оказали большое воздействие на мастеров последующего времени. Не менее важным оказался и его опыт в развитии мифологического жанра, пейзажа, портрета. В картинах Тициана сочетаются интимность и торжественность, тонкая поэзия и обыденная реальность, трагизм и идеальность в характеристике изображаемых персонажей. Творческий путь художника шел от поэтически-созерцательных полотен к композициям драматическим, а порой и трагическим.
В картине «Любовь земная и небесная» (около 1515–1516, Галерея Боргезе, Рим), на которой изображены две красавицы, античная и современная, раскрывается свойственный Тициану дар наделять героев полнотой бытия, яркостью чувств. Мажорный колорит картины построен на созвучии красок, объединенных золотистым тоном и словно обладающих лучистой энергией, они покоряют глаз зрителя, захватывают его воображение. Новизной композиционных приемов, нередко с использованием перспективных ракурсов, возвышенной трактовкой образов отмечены такие разные по своему духу и настроению произведения, как «Ассунта», «Мадонна семьи Пезаро», «Вакх и Ариадна». Тициан смело сочетает интенсивные красные и синие краски, уверенно лепит кистью объемы. В картинах на мифологические и религиозные темы художник усиливает жизненную трактовку образов, вводит отдельные бытовые детали, шире характеризует место действия. Так, в картине «Венера Урбинская» (1538, Галерея Уффици, Флоренция) античная богиня представлена в обстановке богатого патрицианского дома.
В сложный период нарастающих противоречий в искусстве Возрождения Тициан создает полные драматизма величественные и значительные образы, хотя временами и овеянные чувством беззащитности героя. Особенно это ощущается в его поздних картинах («Оплакивание Христа», 1573–1576).
В 1540-е гг. много внимания Тициан уделяет портрету. В «Портрете Ипполито Риминальди» (около 1548) тонкий анализ характера человека показывает и одиночество модели, и ее душевную стойкость. С беспощадной правдивостью Тициан трактует свои модели в портретах Пьетро Аретино, папы Павла III с племянниками, императора Карла V. Зато портрет его дочери Лавинии («Портрет Лавинии», около 1555) – это торжество жизни и красоты. Женскую красоту воспевает Тициан и в картинах «Даная» и «Венера перед зеркалом», которые создавались в те же годы, что и трагические по своему звучанию полотна мастера. Необычен колорит позднего Тициана: сильные цветовые аккорды сочетаются с тончайшими переливами оттенков красок, манера живописи становится более темпераментной. Одним из первых в истории европейской живописи художник пишет свободным мазком, как бы формируя красочную фактуру прямо на полотне.
В живописи Тициана воплотились лучшие черты венецианской школы эпохи Возрождения: тонкое видение красочности мира, жизненность образов, умение изобразить характер человека в его отношении со средой, с другими людьми.
По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
На страницу художника: Тициан Вечеллио (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1401-1500;
Художники по странам: итальянские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|