Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Тициан Вечеллио

Тициан ВечеллиоТИЦИАН, Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio) (между 1477 и 1490, Пьеве-ди-Кадоре – 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец. Обучался в Венеции у мозаичиста С. Дзуккато, затем у Джентиле и Джованни Беллини. Сотрудничал с Джорджоне (в частности, в росписях Фондакко деи-Тедески, 1508–1509, фрагменты в галерее Дж. Франкетти в Ка-д’Оро, Венеция), под влиянием которого отошёл от кватрочентистских принципов, отказываясь от осевой симметрии и фронтального расположения фигур в пользу более динамичных поз и асимметричной организации поверхности, смягчая контуры с помощью сфумато и изображая фигуры в пасторальном пейзаже («Цыганская Мадонна», около 1510, Художественно-исторический музей, Вена; «Noli me tangere», 1511–1512, Национальная галерея, Лондон). В результате сближения со стилем Джорджоне некоторые работы этого времени не могут быть точно атрибутированы тому или другому мастеру («Сельский концерт», около 1509, Лувр, Париж).

С самого начала портрет занимает одно из центральных мест в творчестве Тициана. Уже в ранних произведениях [«Портрет мужчины с голубым рукавом» (предполагаемый портрет Ариосто, около 1510, или портрет Дж. Барбариго), «Ла Скьявона» (около 1510–1512, оба – Национальная галерея, Лондон), «Портрет юноши с перчаткой» (около 1520, Лувр)] Тициан, основываясь на новаторской формуле Джорджоне (поясной срез; модель представлена на нейтральном фоне вполоборота со взглядом, устремлённым на зрителя), стремится к разнообразию композиционных и смысловых решений, вводя жанровые и аллегорические мотивы, а также к более глубокой передаче внутреннего состояния модели. Сблизившись с венецианскими гуманистами, создаёт работы, отмеченные философскими течениями того времени: «Аллегория трёх возрастов» (около 1512–1514, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург); «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, галерея Боргезе, Рим). В росписях Скуолы-ди-Сант-Антонио в Падуе (1511) Тициан продолжает ренессансную традицию повествовательной живописи.

С 1516 Тициан – официальный художник Венецианской республики (осуществляет надзор над художественными работами во Дворце дожей, пишет портреты дожей, и другие; с 1513 работает над сценой «Битва при Сполето», 1513–1538, не сохранилась, эскиз в Лувре). В этот период Тициан осваивает ценности римской и флорентийской школ живописи, представленные в творчестве Микеланджело и Рафаэля, – объёмность и динамизм фигур и композиции в целом, драматизация образов; также изучает возможности северного искусства (благодаря гравюрам А. Дюрера и других) с принципиально иными, чем в Италии, ролью линии и характером пейзажа. Всё это обогащает манеру Тициана, предлагающего радикально новые решения для традиционного венецианского алтарного образа [«Ассунта» («Вознесение Богоматери», 1516–1518) и «Мадонна Пезаро» (1519–1526), оба для церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция].

С 1516 Тициан много работает за пределами Венеции. В Ферраре для студиоло А. д’Эсте пишет 3 картины – «Поклонение Венере» (1518–1519), «Вакханалия на острове Андрос» (1523–1526, обе – Прадо, Мадрид), «Вакх и Ариадна» (1520–1523, Национальная галерея, Лондон), ставшие первыми работами в новом для Тициана жанре «поэзий» (poesie) – мифологические сюжеты, разворачивающиеся в пасторальном пейзаже и проникнутые духом античности. Близка «поэзиям» «Венера Урбинская» (1538, галерея Уффици, Флоренция). В Мантуе (с 1523) Тициан исполняет портреты (Ф. Гонзага, 1529, Прадо, и Изабеллы д’Эсте, около 1534–36, Художественно-исторический музей, Вена), в которых обогащает формулы репрезентации модели. Разнообразные вариации на тему парадного портрета созданы для императора Карла V, по заказам которого Тициан работал с 1530 (в 1533 получил звание герцога Палатинского): «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Карл V в сражении при Мюльберге» (1548; оба – Прадо), «Портрет Карла V в кресле» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен); пишет также портреты короля Филиппа II (1550–1551, Прадо). В 1545 Тициан посещает Рим, где знакомится с Микеланджело и создаёт психологически выразительные портреты Павла III [«Павел III в кресле», «Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (оба 1545–1546, Национальный музей Каподимонте, Неаполь)]. Во многих «поэзиях», созданных для Филиппа II и других заказчиков [«Даная» (1560–1565, Прадо; варианты – Эрмитаж, Санкт-Петербург, и другие музеи), «Венера перед зеркалом» (около 1555, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Диана и Актеон» (1556–1559, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)], Тициан возрождает образы античного мифа, наделяя их чувственной живописной трактовкой.

В поздний период Тициан разрабатывает особую манеру письма, основанную на выразительных возможностях мазка и живописной фактуры. Почти не используя подготовительный рисунок, Тициан свободно импровизирует сразу на доске (холсте), композиции его картин находятся в постоянном становлении и могут быть изменены на разных стадиях (рентгеновские и другие исследования выявляют элементы и фигуры, исчезнувшие из окончательной версий). В поздний период, нанося краску, по свидетельству современников, «огромными, как помело ведьм» кистями и пальцами, Тициан создаёт открытую и динамичную живописную поверхность. Сама живописная техника становится средством передачи экспрессии и драматизма, заключённых в сюжете. В то же время Тициан отказывается от ясных пространственных построений, натуралистической передачи освещения. Эта поздняя манера Тициана преображает все жанры, в которых он работал, придавая им возвышенный и экспрессивный характер: религиозные сцены [«Положение во гроб» (1559, Прадо), «Мученичество святого Лаврентия» (около 1557, церковь Джезуити, Венеция), «Благовещение» (1562–1564, церковь Сан-Сальваторе, Венеция), «Святой Себастьян» (около 1570, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Оплакивание» (около 1576, Галерея Академии, Венеция)], «поэзии» («Смерть Актеона», 1559–1575, Национальная галерея, Лондон) и даже портреты (Автопортреты, 1562–1564, Картинная галерея, Берлин, и 1562, Прадо; портрет Якопо де Страды, 1567–1568, Художественно-исторический музей, Вена).

Крупнейший представитель венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения, Тициан был также одним из наиболее влиятельных европейских художников. Разработанные им типология портрета, новые решения алтарного образа, особая индивидуальная живописная техника повлияли не только на искусство современников, но и на представителей других европейских школ живописи 16–19 веков (Я. Тинторетто, П. Веронезе, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, Д. Веласкес, Э. Делакруа и многих других).

Литература: Смирнова И. А. Тициан и венецианский портрет XVI века. М., 1964; Лазарев В. Н. Поздний Тициан // Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972; Chiari M. A., Wiel M. Tiziano: corpus dei disegni autografi. Mil., 1989; Gentili A. Tiziano. Firenze, 1990; Педрокко Ф. Тициан. Полное собрание картин. М., 2002; Titian. (Сat.). L., 2003; Tiziano / A cura di C. Gibellini. Mil., 2003; Humphrey P. Titian: the complete paintings. Ghent, 2007; Tiziano / Ed. S. Zuffi. Mil., 2008.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2016. Т.32 - 767 с., ил.

Тициан Вечеллио (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1401-1500;

Художники по странам: итальянские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru