Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Творчество художника (продолжение 1)

Четыре автопортрета (Удивленный Рембрандт, 1630; Рембрандт с растрепанными волосами, около 1631; Рембрандт, глядящий через плечо, 1630; Рембрандт в меховой шапке, 1631), исполненные в технике офорта, указывают на то, с каким вниманием молодой художник изучал черты своего лица, пытался передать разнообразные оттенки своего настроения. Персонажи его ранних рисунков были люди из низов общества – нищие и калеки, которых он изображал без гротеска (Сидящий нищий, 1630; Нищий на деревяшке, 1630, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва). Совершенствуясь в рисунке, он часто изображал членов семьи – отца, мать (Портрет матери, около 1630), брата-калеку Герритса, избравшего ремесло башмачника Адриана, сестру Лисбет. Изучая подвижность старческого лица матери, он часто представляет ее в образе пророчицы Анны, читающей Библию (Читающая женщина <Портрет матери в образе пророчицы Анны>, около 1630), Адриана, Герритса, Лисбет, ее подругу Маргарету ван Меер – в образах святых Варфоломея, Петра, Павла, Магдалины.

Уже в ранних живописных полотнах лейденского периода (Валаамова ослица, 1626, Музей Конь-як-Жё, Париж; Побиение камнями Святого Стефана, 1625; Товит и Анна с козленком,  1626; Концерт, 1626; Размышление апостола Павла, 1629-1630; Иуда, возвращающий сребреники, 1629; Плач Иеремии о разрушении Иерусалима, 1630) проявился выдающийся талант Рембрандта, его умение превратить сюжет из Священного Писания или аллегорию в рассказ о жизни человека, его переживаниях, тайных помыслах и надеждах.

В картинах Валаамова ослица и Побиение камнями Святого Стефана на модные в Голландии XVII века сюжеты из Библии еще сильно повлияла манера Питера Ластмана, но свет в них передан более естественно, персонажи выглядят живее. Полотно Товит и Анна с козленком можно считать подлинным шедевром молодого Рембрандта. Оно очаровывает игрой красной и коричневой красок – «рембрандтовских цветов». Вместо «искусственного» освещения художник впервые изображает естественный свет, струящийся из окна комнаты и озаряющий интерьер своим сиянием. Этот свет преображает не только окружение библейских героев, внося в него человечность, но и их самих, величественных и одновременно напоминающих голландских крестьян, занятых своими повседневными заботами.

Картина Концерт написана на аллегорический сюжет из книги голландского писателя Якоба Катса Зеркало старого и нового времени. По-видимому, так Рембрандт представил одну из истолкованных в ней мудростей о том, что «любовь учит музыке». Величественная молодая женщина с книгой нот и музицирующие мужчины изображены в окружении музыкальных инструментов и старых книг. Популярная еще с XVI века в нидерландской живописи тема концертов трактована здесь художником с оттенком загадочности, с увлечением восточным колоритом, но и с привнесением бытовых элементов, характерных для голландской живописи его времени.

В полотнах Размышление апостола Павла и Плач Иеремии о разрушении Иерусалима Рембрандт уже со всей силой своего живописного дарования демонстрирует, каким изумительно властным орудием является в его руках изображение освещения. Свет окутывает фигуры Святого Павла и Иеремии, одиноко сидящего в келье и изображенного на фоне пылающего в пожаре Иерусалима. Он преображает тона неярких красок Рембрандта, которому становится подвластна передача «прозрачности темноты» и «воздушности сумрака». Оба мудрых старца изображены в традиции барочных возвышенных образов Ластмана, но уже с подлинно рембрандтовской психологической глубиной. Фигура задумавшегося Святого Павла возникает на фоне ярко освещенной стены кельи. В образе этого святого, как и всегда в образе Христа, Рембрандт воплотил самые высокие христианские, философские и нравственные понятия. Иеремия представлен на фоне проема в стене пещеры, на которой играют отблески пламени, губящего святой город. Иеремия представлен с чашей, наполненной сверкающими дарами царя Навуходоносора, освободившего его из темницы и осыпавшего драгоценностями. От себя Рембрандт добавил лишь ковер, усиливающий восточный колорит полотна и придающий сцене живописность. Сюжет этой картины, возможно, был заимствован художником из книги Иосифа Флавия Иудейские древности, в которой говорится о взятии Иерусалима Навуходоносором.

Большой удачей Рембрандта явилась и картина Иуда, возвращающий сребреники. Иудейские старшины получают деньги, а Иуда изображен мучимый раскаянием за предательство Христа – своего учителя. Каждый образ наделен особой психологической остротой, и благодаря этому вся сцена обретает повышенную эмоциональную выразительность. Повествование о судьбах библейских героев предстает как размышление художника о нравственных ценностях в мирской жизни, о вечных устоях в отношениях между людьми.

Это полотно Рембрандта было замечено Константеном Хейгенсом, секретарем герцога Фредерика Генриха Оранского, высокообразованным человеком, любителем искусства. Хейгенс прибыл из Гааги в Лейден на отдых и по совету Сваненбюрха посетил мастерские Яна Ливенса и Рембрандта. Он был восхищен этой работой и, по свидетельству современников, утверждал, что даже Апеллес не смог бы сделать столь выразительными этих героев, как сделал это «голландский мальчишка, мельник» (Цит. по: Г. Шмидт. Рембрандт. М., 1963, с. 110). Благодаря содействию Хейгенса Рембрандт получил заказ на серию полотен на сюжеты из Страстей Христа (1632-1636, Старая пинакотека, Мюнхен).

Хейгенс, как и учитель Рембрандта Сваненбюрх, тоже считал, что молодому талантливому живописцу следовало бы посетить Италию. Однако Рембрандт уже в конце 1620-х годов ощущал себя сложившимся художником. На автопортретах этого времени (1629, Старая пинакотека, Мюнхен; 1629, Германский национальный музей, Нюрнберг; ок. 1629, Рейксмузеум, Амстердам; 1629-1630, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль; 1631, Музей Малого дворца, Париж) он изображает себя с пытливым, чуть грустным взглядом, а различные костюмы – блуза с кружевным воротничком, широкое манто и берет – лишь служат эффектным обрамлением образа, в котором самым запоминающимся всегда остается лицо художника. В эти годы тема творчества часто привлекает Рембрандта. Он уже обретает известность не только в Лейдене, но и за его пределами. В полотне Молодой художник в своей мастерской (ок. 1629), длительное время приписывавшемся ученику художника Гераду Доу, он пытается рассказать о мучительных размышлениях, которые он испытывает, работая над каждой новой картиной. Маленькой выглядит фигурка юного живописца, вглядывающегося в холст, испытывающего тревогу и сомнения в процессе творчества.

Творчество художника (начало).
Творчество художника (продолжение 1).
Творчество художника (продолжение 2).
Творчество художника (продолжение 3).
Творчество художника (продолжение 4).
Творчество художника (продолжение 5).
Творчество художника (продолжение 6).
Творчество художника (продолжение 7).
Творчество художника (окончание).

Рембрандт. Ред. Е. Галкина. Текст Е. Федотова. М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.

На страницу художника: Рембрандт Харменс ван Рейн (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: голландские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru