Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Рембрандт Харменс ван Рейн

Рембрандт Харменс ван РейнРЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден – 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Родился в семье мельника католического вероисповедания. Проучившись год в Лейденском университете (1620), Рембрандт бросил его, посвятив себя искусству. Учился у караваджиста Я. ван Сваненбурга в Лейдене (около 1620–1624) и исторического живописца П. Ластмана в Амстердаме (1624–1625). Отказавшись от традиционной учебной поездки в Италию, вернулся в Лейден и совместно с Я. Ливенсом открыл мастерскую. Основными жанрами в творчестве Рембрандта становятся религиозно-мифологическая картина и портрет. В рамках каждого из них мастера интересуют, в первую очередь, индивидуальный характер человека и многообразие проявлений его духовной жизни. Особое место в творчестве занимают автопортреты: свыше 70 в различных техниках были созданы в разные периоды жизни, оставив своего рода хронику жизни художника.

Произведения Рембрандта так называемого лейденского периода (1625–1631) отмечены как влиянием его учителей, так и стремлением к творческой самостоятельности. В своих работах он использует караваджистские приёмы, но традиционная светотень становится у него менее контрастной и более живописной («Принесение во храм», около 1628–1629, Кунстхалле, Гамбург; «Глупый богач», 1627, Картинная галерея, Берлин). В этот период Рембрандт мечтает стать историческим живописцем, в его работах обнаруживается богатая фантазия художника, внимание к индивидуальной человеческой внешности и изменчивости мимики («Побиение камнями св. Стефана», 1625, Музей изобразительных искусств, Лион; «Товит и Анна», 1626, Рейксмюсеум, Амстердам; «Изгнание из храма», 1626, Государственный музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина; автопортреты – 1627, Картинная галерея старых мастеров, Кассель; 1629, Рейксмюсеум). Широко распространяются так называемые tronie – жанр, объединяющий портрет с историческим жанром, создающий выразительный образ, сочетающий острую индивидуальность с характерностью («Портрет мужчины в восточных одеяниях», 1633, Старая пинакотека, Мюнхен; «Аристотель с бюстом Гомера», 1653, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

После переезда в Амстердам (1631) начался самый успешный период в жизни Рембрандта: он стал знаменитым живописцем, начал писать заказные портреты. В 1634 женился на патрицианке Саскии ван Эйленбург, купил дом, вёл широкий образ жизни, занимался коллекционированием картин, гравюр, античной скульптуры, оружия, восточных костюмов, музыкальных инструментов, которые часто изображал в своих картинах. Период 1631–1642 в творчестве Рембрандта отмечен наибольшей близостью к стилю европейского барокко (отчасти связанный с влиянием П. П. Рубенса): его работы отличают драматизм, бурное движение, светотеневые контрасты, соединение натурализма и декоративных эффектов, чувственности и монументальности, что ярче всего проявилось в религиозных и мифологических композициях («Жертвоприношение Авраама», 1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; «Снятие со Креста», 1634; «Даная», 1636, обе – Эрмитаж). Известность мастеру принёс групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага), смысловым стержнем которого служит психологическое единство действующих лиц. Рембрандт, отталкиваясь от традиций Ф. Халса, исполняет большое количество заказных портретов, великолепно передающих сходство и схватывающих самое характерное в облике модели (портреты супругов Солманс, около 1634, собрание семьи Ротшильд, Париж), обращается к костюмированному и театрализованному портрету и автопортрету («Саския в виде Флоры», 1634, Эрмитаж; «Автопортрет с Саскией на коленях», 1635, Дрезденская Картинная галерея). В этот период Рембрандт успешно работал в области офорта, экспериментировал с различными техниками (дополнил офорт техникой сухой иглы и приёмом затяжки); создал первые крупные гравюры («Возвращение блудного сына», 1636; «Христос перед Пилатом», 1636; «Автопортрет в берете», 1639). В 1630–1640-е годы Рембрандт обращается к пейзажу, развивая как традицию Х. Сегерса в изображении романтически взволнованной природы («Пейзаж с грозой», 1638, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг; «Пейзаж с мельницей», около 1650, Национальная галерея искусства, Вашингтон), так и тематику малых голландцев, с их интересом к непритязательным уголкам национальной природы («Зимний пейзаж», 1646, Картинная галерея старых мастеров, Кассель).

С 1642 наступает зрелый этап в творчестве Рембрандта (до середины 1650-х годов). После череды личных трагедий (утрата благосостояния, смерть матери, малолетних детей и Саскии, оставившей годовалого сына Титуса) и спада его популярности как художника Рембрандт сблизился с сектой меннонитов, проповедующих свободную интерпретацию Библии. Религиозные картины Рембрандта становятся истолкованием Священного Писания, а не его иллюстрацией, проекцией собственных чувств художника на избранный сюжет. В этот период Рембрандт отходит от барочной стилистики в сторону более сдержанной классицизирующей манеры. Меняется эмоциональный строй его образов – погружение в себя, интимные переживания, едва уловимые оттенки состояний приходят на смену бурным проявлениям чувств. Больше внимания он уделяет световоздушным эффектам, колориту, живописной светотени. В Священной истории Рембрандт ищет высокие нравственные идеалы и поэзию повседневной жизни («Прощание Давида с Ионафаном», 1642; «Святое семейство», 1645; обе – Эрмитаж; «Христос в Эммаусе», «Милосердие самаритянина», обе 1648, Лувр, Париж). Наиболее монументальной работой этого времени является картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (1642, Рейксмюсеум; традиционно ошибочное название «Ночной дозор» возникло из-за потемневшего лака), где групповой портрет роты амстердамских стрелков художник превратил в насыщенную действием историческую композицию, которую оживляют светотеневые контрасты и яркие цветовые пятна. Использование светотени служит для усиления эмоциональной выразительности образа. Тончайшей светотеневой игрой и эмоциональной насыщенностью образного строя отмечена графика 1640–1650-х годов (офорты «Христос, исцеляющий больных», около 1642–1646; «Три дерева», 1643). В этот период в искусстве Рембрандта явственнее выступает интерес к духовной жизни человека, к раскрытию внутреннего мира. Он продолжает работать над портретами; под влиянием Рафаэля и Тициана стремится представить модель в нерасторжимом единстве с окружающей пространственной средой (портрет Я. Сильвиуса, 1644, Музей Вальрафа – Рихарца, Кёльн); к наиболее значительным относятся портреты его друзей (Я. Сикса, 1654, Рейксмюсеум; Н. Брейнинга, 1652, Картинная галерея старых мастеров, Кассель). Образ новой возлюбленной Рембрандта, Хендрикье Стоффелс, появляется во многих картинах: «Вирсавия» (1654, Лувр), «Купальщица» (1654, Национальная галерея, Лондон). В 1650-е годы появляется тип портрета-биографии («Старик в красном», около 1652–1654, «Старый еврей», 1654, обе – Эрмитаж).

В 1656 Рембрандт признан банкротом; в 1657–1658 его коллекции, имущество, дом распроданы с молотка. Художник переехал в беднейший еврейский квартал Амстердама – Розенграхт. В последнее десятилетие творчество Рембрандта достигает вершины и представляет собой синтез всех исканий мастера. Свободная живопись (рельефные пастозные мазки объединяются с тончайшими лессировками) приобретает у Рембрандта пространственную глубину, светотень становится средством композиционного построения и раскрытия психологических коллизий, колорит преодолевает монохромность и достигает максимальной сложности и светоносности («Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660, Государственный музей изобразительного искусства имени А.С. Пушкина; «Возвращение блудного сына», около 1668–1669, Эрмитаж). Лаконизмом и силой характеристик отличаются поздние портреты Рембрандта (Титуса, сына художника, около 1655, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам; «Синдики», 1662, «Еврейская невеста», после 1665, обе – Рейксмюсеум; Портрет И. Деккера, 1666, Эрмитаж, автопортреты – 1660, Лувр; около 1663 и 1669, оба – Национальная галерея, Лондон; около 1668, Музей Вальрафа – Рихарца, Кёльн). Крупнейший европейский художник 17 века, Рембрандт повлиял не только на искусство учеников и ассистентов; среди его последователей – Г. Дау, Я. Ливенс, Г. Флинк, Ф. Боль, К. Фабрициус, С. фон Хогстратен, Н. Мас, А. де Гелдер и другие.

Литература: Ровинский Д. А. Полное собрание гравюр Рембрандта. СПб., 1890. Т. 1–[4]; Benesch О. The drawings of Rembrandt. (Cat.). L., 1954–1957. Vol. 1–6; idem. Rembrandt. Gen., 1957; Линник И. Рембрандт ван Рейн. М., 1956; Ротенберг Е. И. Рембрандт Гарменс ван Рейн. М., 1956; Рембрандт: Художественная культура Западной Европы XVII в. М., 1970; Bredius A. Rembrandt: The complete edition of the paintings / Revised by H. Gerson. 4th ed. L., 1971; Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974; Егорова К. С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975; Tümpel C. Rembrandt in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek, 1977; Rosenberg J. Rembrandt. 4th ed. Oxf., 1980; Schwartz G. Rembrandt: Zijn leven, zijn schilderijen. Maarssen, 1984; White C. Rembrandt as an etcher. 2nd ed. L., 1999; Alpers S. Rembrandt als Unternehmer: Sein Atelier und der Markt. Kӧln, 2003; Райт К. Рембрандт. М., 2003; Bahre K. Rembrandt: Genie auf der Suche. Kӧln, 2006; Григорьев Р. Г. Рембрандт-гравер. СПб., 2006; он же. Гравюры Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского в собрании Эрмитажа. СПб., 2012.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2015. Т.28 - 767 с., ил.

Рембрандт Харменс ван Рейн (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Рембрандт Харменс ван Рейн
(очерки о жизни и творчестве)

Творчество художника (начало).
Творчество художника (продолжение 1).
Творчество художника (продолжение 2).
Творчество художника (продолжение 3).
Творчество художника (продолжение 4).
Творчество художника (продолжение 5).
Творчество художника (продолжение 6).
Творчество художника (продолжение 7).
Творчество художника (окончание).

Галерея

Указатель произведений в галерее

Вход в галерею

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: голландские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru