Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Коровин Константин Алексеевич

Коровин Константин АлексеевичКОРОВИН Константин Алексеевич [23.11 (5.12).1861, Москва – 11.9.1939, Париж], российский живописец, сценограф, литератор, действительный член петербуржской Академии художеств (1905). Брат С. А. Коровина. Родился в старообрядческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875–1884) у А. К. Саврасова, Е. С. Сорокина и В. Д. Поленова, а также в петербуржской Академии художеств (1882). Его соучениками и друзьями были И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, Л. О. Пастернак; длительные дружеские отношения связывали К. с В. А. Серовым.

Уже первые работы Коровина свидетельствуют о явном влиянии импрессионизма («Портрет хористки», 1883, Государственная Третьяковская галерея). С 1887 художник регулярно бывал в Париже. На протяжении всего творческого пути художник был увлечён передачей световоздушной среды, поисками композиции, воплощающей принцип «жизненно-случайного»; тяготел к намеренной эскизности манеры. Художественные устремления, определившиеся в ранних произведениях, развивают работы «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1886–1888, Государственная Третьяковская галерея) с тонкой градацией серого и чёрного, портрет певицы Т. С. Любатович (1886, Государственный Русский музей), «За чайным столом» (1887–1888, Музей-заповедник Поленово, Тульская область), «В лодке» (1887–1888, Государственная Третьяковская галерея). В пейзажах Коровина точно передан характер изображаемых мест: атмосфера Юга в кавказских работах (1889), оттенки холодных серебристо-серых мерцаний скупых лучей света в пейзажах Русского Севера («Зима в Лапландии», «Ручей Св. Трифона в Печенге», обе работы 1894, Государственная Третьяковская галерея).

С 1885 Коровин стал активным участником Абрамцевского художественного кружка, с деятельностью которого связано начало его работы в театре. В 1885–1891 и 1896–1899 оформлял спектакли Частной русской оперы С. И. Мамонтова, в том числе «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1897, совместно с С. В. Малютиным), «Юдифь» А. Н. Серова (1898, совмместно с В. А. Серовым), а также Товарищества русской оперы П. Г. Солодовникова в Москве («Хованщина» М. П. Мусоргского, 1897, совместно с А. М. Васнецовым и Малютиным, и другие). В 1899–1919 декоратор при Дирекции императорских (до 1917) театров в Москве (в 1910–1919 главный декоратор и художественный-консультант) и в Санкт-Петербурге – Петрограде (1902–1923); оформил свыше 100 спектаклей. Среди его работ в Большом и Мариинском театрах: оперы – «Русалка» А. С. Даргомыжского (1900, совместно с А. Я. Головиным), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1908), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907, совместно с А. М. Васнецовым) и «Золотой петушок» (1909) Римского-Корсакова; балеты – «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (1900, совместно с Головиным и Н. А. Клодтом), «Лебединое озеро» (1901, с ними же) и «Щелкунчик» (1919) Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова (1908). Коровин участвовал в оформлении спектаклей Русских сезонов за границей (дивертисмент «Пир», 1909), труппы А. П. Павловой и другие. Работал также для драматических трупп (Общества литературы и искусства и Малого театра – в Москве, петербургского Александринского театра). Спектакли в декорациях Коровина неоднократно возобновлялись в театрах Москвы и Ленинграда (после 1924). Один из крупнейших реформаторов русского театрально-декорационного искусства, Коровин создал новый тип декораций «большого стиля» – зрелищных, красочных, эмоционально соответствующих сценическому действию.

Под влиянием работы в театре в станковом искусстве Коровина усиливается декоративное начало: в пейзажах (виды Крыма, русских деревень и ночного Парижа), натюрмортах, интерьерах, также в портретах (И. А. Морозова, 1903, Государственная Третьяковская галерея; Ф. И. Шаляпина, 1911, Государственный Русский музей, и других). Как художник-монументалист Коровин проявил себя в оформлении созданного по собственному проекту павильона Крайнего Севера для Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 в Нижнем Новгороде (панно – в Государственная Третьяковская галерея); разработал архитектурный проект павильона кустарной промышленности и написал 30 панно на темы Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии (ныне – в Государственном Русском музее) для русского отдела на Всемирной выставке 1900 в Париже. За эту работу он был награждён орденом Почётного легиона (1900) и рядом золотых и серебряных медалей.

Один из учредителей Союза русских художников (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1918). В 1918 Коровин входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины в Москве; преподавал в Государственных свободных художественных мастерских. В начале 1923 эмигрировал, поселился в Париже, оформлял спектакли театров Парижа, Турина, Лондона, Копенгагена, Каунаса; писал пейзажи вечернего Парижа и натюрморты, но признанием не пользовался. Жил бедно, зарабатывал в основном литературным трудом, печатая в русских изданиях рассказы о деревенской жизни, путевые очерки, воспоминания. Преподавал в Русской художественной академии в Париже (1929–1939). Его сын – живописец и сценограф Алексей Константинович Коровин (1897–1950), с 1923 также работал в Париже.

Сочинения: Краски России. Очерки, воспоминания, рассказы. Л., 1986; К. Коровин вспоминает... 2-е изд. М., 1990.

Литература: К. Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1963; Коган Д. З. К. Коровин. М., 1964; Власова Р. И. К. Коровин. Л., 1969; Киселев М. Ф. К. А. Коровин. Станковое творчество. Альбом. М., 1971; Молева Н. М. Жизнь моя – живопись. К. Коровин в Москве. М., 1977; Басыров А. Я. К. А. Коровин. Л., 1985; Гусарова А. П. К. Коровин. Путь художника. Художник и время. М., 1990; Круглов В. Ф. Коровин: [Альбом]. М., 1997.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2010. Т.15 - 767 с., ил.

Коровин Константин Алексеевич (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 13. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1973. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1856-1870;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru