Конёнков Сергей Тимофеевич (1892-1967) (ЭСЮХ)
Скульптор С. Т. Конёнков родился в деревне Верхние Караковичи Смоленской области. На всю жизнь сохранил Конёнков любовь к людям труда, к народной поэзии. Его произведения утверждали демократические идеалы, прославляли человека - борца за народные интересы.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем Петербургскую Академию художеств, Конёнков живёт и работает в Москве. Когда в 1905 году вспыхнула первая русская революция, он принимает в ней непосредственное участие и тогда же создаёт цикл замечательных произведений, посвящённых героям революции: «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Атеист» и другие.
В творчестве Конёнкова оживают образы русских сказок, былин, крестьянских поверий. «Старичок-полевичок», «Лесовик», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич», «Жар-птица» вырублены из дерева - исконного материала русских народных мастеров. Конёнков возродил дерево в русской скульптуре, раскрыл его богатые декоративные возможности. Помимо этих работ он создаёт скульптуры, навеянные античностью, композиции на тему музыки («Бах», «Паганини»), монументально-декоративные панно.
После Октябрьской революции Конёнков принял активное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Он создает мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918), предназначенную для Кремлёвской стены (ныне в Государственном Русском музее). На открытии этой мемориальной доски с речью выступил В. И. Ленин.
В 1924-1945 годы Конёнков живёт и работает за рубежом. В это время он выполняет портреты В. И. Ленина, Ф. И. Шаляпина, А. М. Горького, И. П. Павлова, А. Эйнштейна, а также Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.
Вернувшись в Москву, Конёнков вдохновенно работает над образами советских людей. Он выполняет портреты учёных (А. Н. Несмеянов, Н. Д. Зелинский), колхозных труженников («Старейший колхозник деревни Караковичи И. В. Зуев»), осуществляет монументальные работы в Петрозаводске (скульптурное оформление Музыкально-драматического театра, 1953-1954) и Москве (горельефы для фасада Института геохимии и аналитической химии, 1953). В «Автопортрете» (1954) скульптор выразил высокое представление о советском художнике - творце прекрасного, несущем своё вдохновение народу.
В последние годы жизни Конёнков много и плодотворно работал над портретами В. И. Ленина.
Творчество Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР Коненкова, тесно связанное с современностью, с лучшими традициями русского искусства, снискало широчайшее признание народа.
По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
На страницу художника: Конёнков Сергей Тимофеевич (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1871-1880;
Художники по странам: русские, советские, российские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|