Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Конёнков Сергей Тимофеевич

Конёнков Сергей ТимофеевичКОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич [28.6(10.7).1874, деревня Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии – 9.10.1971, Москва], российский скульптор, график, действительный член Академии художеств (Петроград, 1916) и Академии художеств СССР (1954), народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1964). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1896) у С. М. Волнухина, С. И. Иванова; работал в мастерской П. П. Трубецкого. В 1897 послан в учебную поездку, посетил Берлин, Дрезден, Париж и города Италии. Испытал влияние О. Родена и его школы, а также отчасти А. фон Хильдебранда. Продолжил обучение в петербуржской Академии художеств (1899–1902) у В. А. Беклемишева; звание художника получил за композицию «Самсон» («Разрывающий узы»; не сохранилась). С 1902 жил в Москве; принимал участие в Декабрьском вооружённом восстании 1905. Член Нового общества художников (1908), Союза русских художников (1909–1915), объединения «Мир искусства» (1917–1923). В 1912 совершил поездку в Турцию, Грецию и Египет.

Автор многих портретов: «Мыслитель» (1898, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Нике» (портрет Т. Я. Коняевой, 1906, Государственная Третьяковская галерея, Москва), А. П. Чехова (1908, Дом-музей А. П. Чехова, Москва; все – мрамор), сказительницы М. Д. Кривополеновой (дерево, 1916, Государственная Третьяковская галерея, Москва); ряда «романтизированных» портретных изображений в гипсе, дереве и мраморе (Н. Паганини, 1906, 1915, и других; Ф. М. Достоевский, 1924, 1933, и других; «Демон», 1936–1938 и 1955). Одним из первых Конёнков обратился к народной художественной традиции скульптуры из дерева, воссоздав фантастический мир сказочных существ: «Великосил» (1909, Художественный музей, Нижний Новгород), «Старичок-полевичок» (1910, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Вещая старушка» (1916, Художественный музей Белоруссии, Минск), «Лесовик» (1917, Музей искусств Республики Казахстан, Алма-Ата) и другие. Иным направлением творчества Конёнкова стала строгая «антикизирующая» пластика работ в мраморе: «Коленопреклонённая» (1907, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Кора» (1912, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Вакх» (1916, Мемориальный музей-мастерская Конёнкова, Москва) и другие. Исполнял монументально-декоративные работы (в том числе скульптурное оформление кафе-кондитерской Филиппова на Тверской улице в Москве, 1905).

После 1917 Конёнков принимал активное участие в осуществлении плана Монументальной пропаганды, был одним из организаторов и председателем Московского профессионального союза скульпторов-художников (1917–1919); стоял у истоков советской монументальной скульптуры. Создал мемориальную доску «Павшим за мир и братство народов» для Сенатской башни Московского Кремля и композицию «Степан Разин со своей дружиной» для Красной площади (дерево, 1919; обе – Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

В конце 1923 Конёнков был командирован в США для участия в выставке русского и советского искусства; до 1945 жил в Нью-Йорке. В 1928–29 совершил поездку в Италию, где встречался с М. Горьким и исполнил его портрет; среди других произведений Конёнкова – портреты Л. Н. Толстого (дерево, 1924), С. В. Рахманинова (бронза, 1925, Стейнуэй-холл, Нью-Йорк), Ф. И. Шаляпина (гипс, 1925, Мемориальный музей-мастерская Конёнкова, Москва), А. Эйнштейна (бронза, 1936–1938, Принстонский университет), А. Тосканини (дерево, 1941–1942, частное собрание, Нью-Йорк). К американскому периоду творчества относятся рисунки Конёнкова на библейские темы. Во время 2-й мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России.

В 1945 Конёнков вернулся в Россию. Продолжал работать в области психологического портрета (В. И. Суриков, 1946 и 1964; В. В. Маяковский, 1947 и 1961; автопортрет, мрамор, 1954, Государственная Третьяковская галерея, Москва, и другие); создавал памятники (хирургу А. В. Вишневскому, бронза, 1950; М. Н. Ермоловой, мрамор, 1955, оба – в Москве), монументально-декоративную скульптуру (скульптурный ансамбль Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, 1953–1954), символические образы, возвращаясь к темам раннего творчества [«Освобождённый человек» («Самсон»), 1947, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург].

Творческие устремления Конёнкова связаны с преодолением натурализма и академизма 19 века, отсюда – обращение к греческой архаике и народному искусству, работе в твёрдом материале (дерево, камень); гиперболизация, экспрессивность формы, повышенная эмоциональность образного строя. Неоромантическим и неоклассическим тенденциям Конёнков придал ярко выраженный национальный характер. Преподавал во Вхутемасе и студии Пролеткульта в Москве (1918–1922), оказал влияние на В. Н. Домогацкого, Г. И. Мотовилова.

Ленинская премия (1957). Награждён орденами Ленина (1956, 1964). В 1974 в Москве открыт Мемориальный музей-мастерская С. Т. Конёнкова.

Сочинения: Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1984–1985. Кн. 1–2.

Литература: Машуровский Д. И. Скульптор С. Коненков. М., 1961; Кравченко К. С. С. Т. Коненков. 2-е изд. М., 1967; Каменский А. А. С. Т. Коненков. М., 1975; С. Т. Коненков. Встречи. Воспоминания современников о скульпторе. М., 1980; Бычков Ю. А. Коненков. 2-е изд. М., 1985.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2010. Т.15 - 767 с., ил.

Конёнков Сергей Тимофеевич (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Конёнков Сергей Тимофеевич (очерк)

Очерк. Сто великих скульпторов / Автор-составитель С. А. Мусский. -М.: Вече, 2002. - 480 с., ил.

Художники по годам рождения: 1871-1880;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru