Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Андрей Рублёв

Андрей РублёвАНДРЕЙ РУБЛЁВ (? – около 1430, Андроников монастырь в Москве), древнерусский живописец; преподобный (канонизирован в 1988). Исторических сведений об Андрее Рублёве и его искусстве сохранилось мало; ничего не известно о времени и месте его рождения (предположительно родился не позднее 1370). Первое упоминание о нём содержится в Троицкой летописи (1412–1416) и относится к 1405: Аандрей Рублёв расписывал (в это понятие могли входить и настенная живопись, и иконы) Благовещенский собор Московского Кремля вместе со старцем Прохором с Городца и Феофаном Греком. Андрей Рублёв назван «чернецом» (монахом), последним в перечне имён (то есть он был младшим). Вероятно, пострижен в Андрониковом монастыре в Москве незадолго до 1405. В 1408 (по той же летописи) расписывал вместе с Даниилом Чёрным Успенский собор 12 века во Владимире; Андрей Рублёв назван вторым после Даниила, что может означать отношение мастера и ученика [в «Отвещании...» Иосифа Волоцкого (конец 15 века) учителем Аандрея Рублёва также назван Даниил]. Между 1425 и 1428 оба мастера расписывали (фрески и иконостас, по заказу игумена Никона) построенную в 1423–1424 Троицкую церковь в Троицком монастыре (ныне – Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры; свидетельство об этих работах – «Житие Никона» и «Житие Сергия Радонежского» Пахомия Серба, 1440–1450-е годы; здесь Андрей Рублёв опять назван вторым). После этого художники возвращаются в Андроников монастырь, где Андрей Рублёв (уже без Даниила) исполняет свою последнюю работу – роспись церкви Спаса Нерукотворного (построена в 1420-е годы). Сведения о кончине Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре содержатся в 3-й редакции «Жития Сергия Радонежского» Пахомия Серба (около 1442); здесь же он был погребён (подтверждается источником начала 19 века).

Сохранившихся произведений Андрея Рублёва, известных по источникам, мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ныне в Государственной Третьяковской Галерее), которая могла быть создана либо около 1410 для первоначально деревянной Троицкой церкви, либо в 1425–1428. Более вероятной представляется последняя дата: стиль «Троицы» адекватен стилю византийской живописи 2-й четверти 15 века; в деревянной церкви около 1410 была предположительно другая икона «Троицы» (возможно, та, что сейчас находится в Музее Сергиева Посада); наконец, столь драгоценная икона, скорее всего, была создана для нового большого белокаменного храма, чем для скромного деревянного.

Другие произведения, упоминаемые источниками, не дошли до нас либо принадлежат не самому Андрею Рублёву, а, вероятно, ученикам или членам артели, возглавляемой Даниилом и Андреем Рублёвым. Не сохранились фрески и иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405) – фрески исчезли с перестройкой собора в 1416; иконостас сгорел во время пожара 1547. Семь икон существующего ныне иконостаса (левая группа праздничного ряда) ранее считали, а некоторые исследователи и сейчас считают написанными Андреем Рублёвым. В 1635 были сбиты также фрески в Троицком соборе Троицкого монастыря; от росписей церкви Спаса Нерукотворного в Андрониковом монастыре остались лишь фрагменты орнамента.

Андрею Рублёву приписывают ряд произведений, об авторстве которых нет исторических свидетельств: обнаруженный в 1918 так называемый Звенигородский чин (три иконы – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» из деисусного ряда, состоявшего по меньшей мере из семи икон, около 1400, все – в Государственной Третьяковской Галерее); миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 века, Российская Государственная Библиотека); икона «Богоматерь Умиление» из Успенского собора во Владимире (около 1408, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник); несколько икон из деисусного ряда (Государственная Третьяковская Галерея, Государственный Русский Музей) и одна икона («Вознесение», около 1408, Государственная Третьяковская Галерея) из праздничного ряда иконостаса этого собора; фрагменты фресок на алтарных столпах Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400; из 4 композиций работами Андрея Рублёва считаются изображения Флора и Лавра); фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода (1415–1420?; авторство Андрея Рублёва считается проблематичным); несколько икон из деисусного и праздничного рядов Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (около 1425–1428).

Многие работы Андрей Рублёв осуществлял совместно с другими мастерами (как это было принято в Средневековье), поэтому встаёт проблема выделения творений Андрея Рублёва из коллективного ансамбля. Во фресках Успенского собора во Владимире обычно различают работы Андрея Рублёва и Даниила. Сохранившиеся росписи – это остатки огромной композиции «Страшного суда» на сводах нефов и на прилегающих к ним столпах, а также фрагменты фресок под сводами на алтарных столпах и в жертвеннике. Принято считать, что «Страшный суд» создали оба мастера: росписи западных сводов центрального нефа выполнил Андрей Рублёв, а южного нефа – Даниил; однако такое разделение работ Андрея Рублёва и Даниила не бесспорно – сходство типов, стиля и всех приёмов письма во фресках гораздо сильнее, чем небольшие различия между ними, которые могут зависеть от неодинаковой их сохранности. Кроме того, сохранившиеся росписи – это фрагменты единой сцены, и естественно предположить, что всю композицию целиком исполнил один мастер. Возможно, что фрагменты фресок в жертвеннике, несколько отличающиеся по художественным приёмам от композиции «Страшного суда», принадлежат Даниилу; ему, как старшему мастеру, могла быть поручена и роспись алтаря.

Андрей Рублёв, с его безупречным чувством композиции, ритма, отдельной формы, пластики и пропорций, воспринял классические традиции византийского искусства, которое он мог знать по работам греческих мастеров, привезённым или исполненным в Москве, а также по творениям Феофана Грека московского периода. Другой столь же важный исток формирования искусства Андрея Рублёва – иконы 2-й половины 14 – начала 15 веков, создававшиеся в Москве, Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле. Образы Андрея Рублёва в целом адекватны произведениям византийского искусства на рубеже 14–15 веков, но отличаются от них оттенком большей просветлённости, кротости и смирения. Лица – русского типа, с некрупными чертами, без подчёркнутой красоты, но всегда благообразные; иногда они близки греческому типу (архангел Михаил, апсотол Павел из Звенигородского чина), но отличаются при этом большей мягкостью. Персонажи Андрея Рублёва пребывают в полном покое, лишённом эмоций, ибо Андрей Рублёв передаёт состояние не душевное, но духовное – безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». В «Отвещании…» Иосифа Волоцкого говорится, что Андрей Рублёв мог «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». Иногда Андрей Рублёв сообщает своим образам духовный восторг, отчего взгляд и весь облик кажутся внутренне светящимися (один из трубящих ангелов во владимирской фреске «Страшный суд»; лик второго ангела плохо сохранился). Всякая форма предстаёт у Андрея Рублёва одухотворённой божественными энергиями, что достигается приёмами, общими для всего византийского искусства этого периода: лаконизмом контуров и силуэтов, делающим фигуры невесомыми; замкнутостью параболических линий, сосредоточивающей мысль и настраивающей на созерцание; тонкостью очертаний складок одежд, сообщающей тканям невещественность; световой насыщенностью каждого цвета, придающей колориту своеобразное сияние.

Вместе с тем стиль Андрея Рублёва обладает рядом особенностей, характерных именно для русского искусства конца 14 – начала 15 веков, отличающих его от византийского. Выпуклость формы не подчёркивается, иллюзионистические моменты в её структуре отсутствуют, благодаря чему объёмы и поверхности кажутся преображёнными; повороты фигур и наклоны голов становятся более мягкими, одеяния – более воздушными, в красочной гамме преобладают светлые и мажорные тона, линии становятся более скруглёнными, цельными и текучими. Такие специфически русские черты образов Андрея Рублёва, как проникновенная душевность, расположенность к человеку, доброта, сходны с образами в иконах, создававшихся в различных центрах Северо-Восточной Руси во 2-й половине 14 – начале 15 веков. Истоки такой образности и присущей Андрею Рублёву созерцательной глубины восприятия – в духовной атмосфере эпохи Сергия Радонежского и его учеников. Это было время большого подъёма духовной жизни в русских монастырях, связанного с византийским исихазмом 14 века и основанного на проповедуемом в монашеской среде внутреннем возрастании человека и его нравственном совершенствовании.

Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублёва, характерна для религиозного искусства христианского мира 1-й половины 15 века – Византии (фрески Пантанассы в Мистре, около 1428), Сербии (фрески Каленича, около 1413, и Манассии, до 1418), Западной Европы (творчество Яна ван Эйка, Фра Анджелико). Просветлённость образов и понимание классических художественных форм как наиболее достойных для воплощения божественно прекрасного, свойственные всему византийскому искусству этого времени, именно в творчестве Андрея Рублёва выражены с наибольшей полнотой и совершенством. Искусство Андрея Рублёва определило в 15 веке развитие русской школы живописи и особенно большое влияние оказало на мастеров московского круга, вплоть до Дионисия. Почитание, которым Андрей Рублёв был окружён при жизни (как «муж, превосходящий всех в мудрости» и «иконописец преизрядный»), было подтверждено постановлением Стоглавого собора (1551, гл. 41, 1-й вопрос): рублёвская икона «Троица» рекомендуется всем мастерам как образец для подражания. Память Андрея Рублёва отмечается 4(17) июля; 6(19) июля – в Соборе Радонежских святых.

Литература: Грабарь И. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 гг. // Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966; Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Андрей Рублев и его эпоха /Под ред. М. В. Алпатова. М., 1971; Алпатов М. В. Андрей Рублев, ок. 1370–1430. М., 1972; Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972; Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева: (Некоторые проблемы): Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974; Щенникова Л. А. К вопросу об атрибуции праздников из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле // Советское искусствознание. М., 1986. Вып. 21; Троица Андрея Рублева. Антология / Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1989; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000; Попов Г. В. Андрей Рублев. М., 2002.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2005. Т.1 - 766 с., ил.

Андрей Рублёв (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Андрей Рублёв (очерк)

Очерк. Алпатов М. В. Андрей Рублёв // Искусство: Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. // Составители М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. 3-е издание, исправленное и дополненное. -М.: Просвещение, 1969. - С.327-333.

Фрески Андрея Рублёва во Владимире (очерк)

Очерк. Дёмина А. Фрески Андрея Рублёва во Владимире // Искусство: Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. // Составители М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. 3-е издание, исправленное и дополненное. -М.: Просвещение, 1969. - С.333-338.

Художники по годам рождения: до нашей эры - 1400;

Художники по странам: древнерусские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru