|
Шедевры русской иконописи
Первыми русскими художниками-живописцами, несомненно, были изобразители церковной живописи, заимствовавшие технику письма от тех греческих мастеров иконного дела, которые появились на Руси одновременно с введением христианства. Один из наиболее древнейших образцов, так называемые каппонийские иконы, находятся в настоящее время в Библиотеке Ватикана; они были некогда подарены Петром I греческому священнику Фокасу, а тот продал их в Рим маркизу Каппони, от которого они попали в Ватикан. Подписаны эти иконы Андреем Ильиным, Никитой Ивановым и Сергеем Васильевым.
Первый художник, биография которого дошла до нас, был монах Киево-Печерской лавры Олимпий (Алипий), живший в XII веке и причисленный нашей церковью к лику святых. В патерике есть его житие, и там говорится, что он «был предан своими родителями в научение иконного изображения греческим мастерам, расписывавшим в княжение Всеволода Ярославича Печерскую киевскую церковь». В то время, когда греки украшали алтарь мозаикой, ученик их Алипий имел видение: светозарную икону Богоматери, из уст которой вылетел светлый голубь и влетел в уста Иисуса, изображенного мозаикой. Чудо это видели и некоторые присутствовавшие во храме, и оно так повлияло на юношу, что он постригся в монахи. Сделавшись специалистом по иконописи, он весь заработок делил на три равные части: одну отдавал монастырю, другую нищим, а третью оставлял себе на материалы. Некоторые из его работ исполнялись при сопровождении небесных знамений, почему впоследствии его и причислили к лику святых.
В начале XV столетия появляется знаменитый монах живописец Андрей Рублев, расписавший церковь Благовещения на великокняжеском дворе во Владимире-на-Клязьме и Благовещенский собор в Московском Кремле. Работы Рублева считаются превосходнейшими в своем роде.
Во второй половине XVI века, при Иване Грозном, одновременно с иноземными зодчими выписывались скульпторы, серебряники и живописцы. Царьградский патриарх Арсений, посетивший Москву в царствование Феодора Иоанновича, упоминает об отличных иконах, которые он видел в покоях царицы Ирины; в том числе было много, по его словам, мозаик русского дела. Насколько справедливы сообщения Арсения, сказать трудно, до нас дошли весьма скудные сведения об этом периоде.
По материалам: Шедевры русской живописи. Белый город. Москва, 2006. - 568 с., ил.
Галерея
Указатель произведений в галерее
Вход в галерею
Вернуться к списку: Тематических коллекций
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам
|
|
|
Поделиться в:
|
|