Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Эрьзя Степан Дмитриевич

Эрьзя Степан ДмитриевичЭРЬЗЯ (настоящая фамилия Нефёдов) Степан Дмитриевич [27.10(8.11).1876, село Баево, ныне Ардатовский район Республики Мордовия – 24.11.1959, Москва], российский скульптор. По национальности эрзя, отсюда – псевдоним. Учился в 1902–1906 в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1906–1914 в Италии и Франции, где получил известность; его называли «русским Роденом». В пластическом языке Эрьзя можно видеть близость к модерну, ар деко, символизму, черты салонности. После 1917 принимал участие в осуществлении плана Монументальной пропаганды (Екатеринбург, Батум, Баку). Стремясь к творческой свободе, выступал противником как «левых» течений, так и консерватизма в искусстве, а также любого идеологического диктата. В 1926 уехал в Париж, с 1927 жил в Аргентине. Ранее применял мрамор, гипс, бетон, кавказский орех; в Латинской Америке использовал местные породы древесины: кебрачо, альгарробо, урундай. Герои Эрьзя – религиозные, мифологические и сказочные персонажи [«Ева», мрамор, 1919, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, Саранск; «Моисей», альгарробо, 1932, там же], исторические личности («Л. ван Бетховен», кебрачо, 1929; «Л. Н. Толстой», альгарробо, 1930, оба – в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург; «Сократ», кебрачо, 1940, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, Саранск), представители народов мира, в том числе образы земляков Эрьзя («Эрзянка», железобетон, 1915; «Крестьянин-мордвин», кебрачо, 1937, оба – в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств, Саранск). Эрьзя создал несколько проектов преобразования горных массивов в гигантские скульптуры (не осуществлены). Искусство Эрьзя отличают психологизм, монументализм, образные обобщения («Скорбь», мрамор, 1918; «Мужество», 1932; «Ужас», 1933, оба – кебрачо, все – в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств, Саранск). Среди многочисленных женских образов – «Норвежская женщина» (гипс, 1910, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Марта» (цемент, 1912), «Парижанка в шляпке» (1927), «Испанка» (1942, оба – кебрачо, все – в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств, Саранск). В 1950 Эрьзя вернулся в Россию. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, Саранск носит его имя.

Литература: Баранова М. Н. С. Д. Эрьзя. Саранск, 1989.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2017. Т.35 - 799 с., ил.

Эрьзя Степан Дмитриевич (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 30. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1978. Главный редактор А. М. Прохоров.

Эрьзя Степан Дмитриевич (очерк)

Очерк. Сто великих скульпторов / Автор-составитель С. А. Мусский. -М.: Вече, 2002. - 480 с., ил.

Художники по годам рождения: 1871-1880;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru