Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Энгр Жан Огюст Доминик

Энгр Жан Огюст ДоминикЭНГР (Ingres) Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан – 14.1.1867, Париж), французский живописец и график; член Института Франции (1825). Учился у отца, живописца и скульптора Жана Мари Жозефа Энгра (1755–1814), в Академии живописи в Тулузе (1791–1797) у Ж. Рока, Ж. П. Вигана и Ж. Бриана. Брал уроки игры на скрипке, играл в оркестре театра «Капитолий» в Тулузе (1794–1796). В 1797–1801 учился у Ж. Л. Давида в Париже. Получив в 1801 Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (Школа изящных искусств, Париж), лишь в 1806 смог выехать в Италию (до 1820 жил в Риме, затем во Флоренции), где изучал итальянское искусство 14–16 веков (особое предпочтение отдавал Рафаэлю); испытал также влияние графики Дж. Флаксмена. По возвращении в Париж (1824) экспонировал в Салоне картину «Обет Людовика XIII» (1820–1824, собор Нотр-Дам, Монтобан), принёсшую ему официальное признание. Салон обнажил противостояние позднего классицизма, крупнейшим представителем которого был Энгр, и романтизма (во главе с Э. Делакруа), которое оставалось до середины 19 века центральным событием художественной жизни во Франции.

В творчестве Энгра значительное место занимают полотна на мифологические, исторические и литературные сюжеты: «Эдип и Сфинкс» (1808, Лувр, Париж), «Зевс и Фетида» (1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс), «Сон Оссиана» (1813, Музей Энгра, Монтобан), «Апофеоз Гомера» (1826–1827, Лувр, Париж), «Мучение святого Симфориона» (1828–1834, собор в Отёне) и другие; роспись «Золотой век» (в замке Дампьер близ Парижа, 1843–1847). В них, однако, преобладают холодная рассудочность замысла, искусственность композиции и разобщённость цветовой гаммы. Эти же качества – в парадных портретах Наполеона («Портрет Первого консула», 1804, Музей изящных искусств, Льеж; «Наполеон на императорском троне», 1806, Музей армии, Париж). В духе академизма исполнена картина «Мадонна перед чашей с причастием» (1841, Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Москва).

Особую тему в искусстве Энгра представляют изображения обнажённой натуры, наделённые одновременно чувственностью и классической ясностью форм, предвосхитившие французский ориентализм: «Большая купальщица» («Купальщица Вальпенсон», 1808), «Большая одалиска» (1814; обе – Лувр, Париж), «Одалиска и рабыня» (1839–1840, Музей Фогг, Кембридж, США), «Источник» (1856, Музей Орсе, Париж), «Турецкая баня» (тондо, 1862–1863, Лувр, Париж).

Наиболее ценной частью наследия Энгра остаются портреты, в которых психологическая проницательность сочетается с выверенной гармонией композиции, «музыкальностью» линии, колористическим разнообразием. Среди них автопортреты (1804, Музей Конде, Шантийи; 1858, галерея Уффици, Флоренция), портреты членов семьи Ривьер (1805, Лувр, Париж), скульптора Л. Бартолини (1805, Музей Энгра, Монтобан; 1820, Лувр, Париж), художника Ф. М. Гране (1807, Музей Гране, Экс-ан-Прованс), графа Н. Д. Гурьева (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург), газетного магната Л. Ф. Бертена-старшего (1832), «Л. Керубини с музой лирической поэзии» (1842, оба – Лувр, Париж), графини Л. д’Оссонвиль (1842–1845, собрание Фрик, Нью-Йорк), И. Муатесье (1851, Национальная галерея, Вашингтон; 1844–1856, Национальная галерея, Лондон). Энгр был близко знаком с Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листом (с которым неоднократно музицировал в Риме); создал их карандашные портреты. Среди других рисунков – виды Рима, отмеченные изяществом линии и артистизмом портреты (в том числе групповые – семьи Форестье, 1806, Лувр, Париж; Люсьена Бонапарта, 1815, Музей Фогг; Стамати, 1818, Лувр, Париж и другие).

Преподавал в Париже – в своей мастерской (с 1826), Школе изящных искусств (профессор с 1830, с 1834 – директор); возглавлял Французскую академию в Риме (1835–1841). Наиболее известный его ученик – Т. Шассерио. Магию «энгровской» чистоты рисунка испытали многие французские художники – от Э. Мане, Э. Дега и О. Ренуара до А. Матисса и П. Пикассо. Офицер (1833), командор (1845) и великий офицер (1855) ордена Почётного легиона.

Сочинения: Об искусстве. М., 1962.

Литература: Wildenstein G. Ingres. L., 1954; Березина В. Н. Ж. О. Д. Энгр. М., 1992; Portraits by Ingres: Image of an epoch / Ed. G. Tinterow, Ph. Conisbee. N. Y., 1999; Раздольская В. И. Энгр. М., 2006.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2017. Т.35 - 799 с., ил.

Энгр Жан Огюст Доминик (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 30. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1978. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1726-1790;

Художники по странам: французские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru