|
Шарден Жан Батист Симеон
ШАРДЕН (Chardin) Жан Батист Симеон (2.11.1699, Париж – 6.12.1779, там же), французский живописец. Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза (с 1718), в Королевской академии живописи в Париже; сотрудничал с Н. Н. Куапелем (писал аксессуары в его портретах) и Ж. Б. Ванлоо. Жил и работал в Париже. Мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей концепции портрета эпохи Просвещения. Отказавшись от академического принципа работы, отстаивал приоритет и пристальное изучение натуры. За натюрморты «Скат» и «Буфет» (оба Лувр, Париж) избран академиком Королевской академии живописи (1728). В ранний период творчества Шардена его натюрморты отличают лаконичные постановки из скромных предметов домашнего обихода, в расположении предметов – сочетание естественности с архитектонической уравновешенностью, им свойственна внешняя занимательность, ограниченная палитра («Медный бак», около 1733–1734, Лувр, Париж), с 1740-х годах – классическая ясность композиции, изысканность предметов, обогащение палитры («Бриошь», 1763, Лувр, Париж; «Натюрморт с атрибутами искусств», 1766, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Особое внимание Шарден уделял фактуре предметов. Его творческий метод состоял в особенном способе наложения красок: цветовые пятна подчёркивали структуру изображённых предметов, накладывались рядом друг с другом или в несколько слоёв, образуя подобие мозаики; большое внимание Шарден уделял точной передаче рефлексов, таким образом поверхность предметов, отражающих или поглощающих свет, казалась мерцающей. С 1731 Шарден обратился к жанровым картинам, в 1730–1740-е годы занявшим ведущее место в его творчестве. Сцены разворачивались в скромных интерьерах, где проходила повседневная жизнь мелкой парижской буржуазии и душой которых была женщина. Искусство Шардена созерцательно и лирично: избегая драматизма, он раскрывал взаимоотношения персонажей в неторопливо текущих будничных занятиях («С рынка», 1738, Государственные музеи, Берлин; «Прачка», 1730-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Молитва перед обедом», 1740, Лувр и 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). С бытовым жанром тесно связаны жанровые портреты («Химик в кабинете», 1734; «Портрет Ш. Годфруа», 1734–1735; оба Лувр, Париж) и образы детей [«Карточные домики», 1736–1737, Национальная галерея, Лондон и 1737, Национальная галерея, Вашингтон; «Мальчик с волчком» (Портрет О. Г. Годфруа), 1738, Лувр, Париж], неизменно сосредоточенных, черты характера которых проступали через занятие. Поздние портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775; портрет жены, 1775; все – пастель, Лувр, Париж) отмечены влиянием Рембрандта; переход к технике пастели, очевидно, связан с ухудшением зрения. Из современников искусство Шардена в особенности было оценено Д. Дидро.
Литература: Дидро Д. Об искусстве. Л.; М., 1936. Т. 1–2; Лазарев В. Н. Шарден. М., 1947; Золотов Ю. К. Ж.-Б. С. Шарден. М., 1955; Rosenberg P. L’opera completa di Chardin. Mil., 1983.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2017. Т.34 - 799 с., ил.
Шарден Жан Батист Симеон (БСЭ)
Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 29. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1978. Главный редактор А. М. Прохоров.
Художники по годам рождения: 1621-1725;
Художники по странам: французские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|