|
Фридрих Каспар Давид
ФРИДРИХ (Friedrich) Каспар Давид (5.9.1774, Грайфсвальд, Шведская Померания, ныне Германия – 7.5.1840, Дрезден), немецкий живописец и график; член Прусской Академии художеств (1810) и дрезденской Академии художеств (1816). Крупнейший представитель романтизма. Учился рисованию у И. Г. Квисторпа в Грайфсвальде (1790–1794) и в Академии художеств в Копенгагене (1794–1798). С 1798 жил преимущественно в Дрездене, путешествовал по Богемии, Гарцу, побережью Балтики. Сблизился с кружком романтиков (Л. Тик, Новалис, Г. фон Клейст и другими), влияние на формирование художественного стиля Фридриха оказал Ф. О. Рунге.
До 1807 Фридрих работал преимущественно в графических техниках (сепия, штифт, акварель), создавая натуроподобные пейзажи с символическими мотивами. Приобрёл известность в 1805, победив на ежегодном творческом конкурсе в Веймаре, организованном И. В. Гёте. С 1807 обратился к масляной живописи, по заказу графа и графини Тун и Гогенштайн написав «Крест в горах» («Теченский алтарь», 1807–1808; Галерея новых мастеров, Дрезден), где истрактовал сцену Распятия как пейзаж. Ранние полотна Фридриха отличает атмосфера мистицизма и созерцательности («Монах у моря», 1808–1810; «Аббатство в дубовом лесу», 1809–1810; оба Старая национальная галерея, Берлин).
С 1818 живописные пейзажи Фридриха становятся более реалистичными; важную роль играют фигуры людей, созерцающих бесконечное пространство («Путник над морем тумана», около 1817, Кунстхалле, Гамбург; «Меловые скалы на острове Рюген», 1818–1819, собрание О. Райнхардта, Винтертур; «Женщина у окна», 1822, Старая национальаня галерея, Берлин). Пейзаж в творчестве Фридриха используется для передачи эмоционального переживания («На паруснике», 1818–1820, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Полярное море», 1823–1824, Кунстхалле, Гамбург). В поздних картинах Фридрих затрагивает темы смерти и быстротечности жизни («Ступени жизни», около 1834, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Творчество Фридриха повлияло на развитие европейского и американского пейзажа (Й. К. К. Даль, А. И. Куинджи, А. П. Райдер и других), представителей символизма (А. Бёклин, Э. Мунк) и сюрреализма (Р. Магрит, М. Эрнст).
Литература: Лит.: Busch W. C. D. Friedrich. Ästhetik und Religion. Münch., 2003; Börsch-Supan H. C. D. Friedrich. 5. Aufl. Münch., 2005.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2017. Т.33 - 799 с., ил.
Фридрих Каспар Давид (БСЭ)
Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 28. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1977. Главный редактор А. М. Прохоров.
Художники по годам рождения: 1726-1790;
Художники по странам: немецкие
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|