Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Филонов Павел Николаевич

Филонов Павел НиколаевичФИЛОНОВ Павел Николаевич [27.12.1882 (8.1.1883), Москва – 3.12.1941, Ленинград], российский живописец и график. Родился в семье извозчика. В 1897 переехал в Санкт-Петербург, где учился в малярно-живописных мастерских (1897–1901), посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств (1898–1903), студию Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903–1908); учился в Академии художеств (1908–1910; не окончил) у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского, Я. Ф. Ционглинского. Совершил путешествия по Волге, на Новый Афон и в Иерусалим (1905–1907), по Австрии, Италии, Франции и Германии (1912). Член общества «Союз молодёжи» (1910–1914), участвовал в выставках группы «Ослиный хвост» (1912, Москва) и других. В 1916–1918 служил в действующей армии на Румынском фронте. В 1923 работал в Институте художественной культуры. В 1925 возглавил объединение «Мастера аналитического искусства» (фактически существовало до смерти Филонова).

Ранние работы Филонова, исполненные «в реалистическом плане», уже отмечены «исследовательским подходом» к искусству, принципом «сделанности» (терминология художника), в том числе «Крестьянская семья» (чернила, тушь, перо), «Головы» (обе 1910), портрет певицы Евдокии Н. Глебовой (сестры художника, 1915) и другие. С начала 1910-х годов последовательно разрабатывал теоретическое обоснование аналитического искусства (статья «Канон и закон», 1912; манифест «Сделанные картины», 1914; «Декларация "Мирóвого расцвета"», 1923) – одного из самых своеобразных направлений русского авангардизма, не имевшего аналогов в западно-европейском искусстве. В работах Филонова и его учеников исследователи отмечают влияние немецкого экспрессионизма, русского примитивизма, лубка и иконописи. Идеям аналитического искусства, принципам «сделанности» и «интеллектуального анализа» Филонов оставался верен до конца жизни (не считая крайне редких возвращений к «реалистической» манере); большая часть его работ, близких символизму, с трудом поддаётся «дешифровке» или буквальному истолкованию (как и известные Филонову аллегории И. Босха и П. Брейгеля Старшего). Среди главных произведений: «Запад и Восток», «Восток и Запад» (оба – масло, темпера, гуашь, 1912–1913), «Пир королей» (варианты – акварель, тушь, перо, кисть, карандаш, 1912; масло, 1913), «Корабли» (акварель, 1912–1918), «Мужчина и женщина» (акварель, чернила, тушь, перо, кисть, 1912–1913), «Всадники» (акварель, тушь, перо, кисть, карандаш, 1913), цикл картин «Ввод в Мирóвый расцвет» (1913–1928), «Рабочие» (акварель, чернила, тушь, перо, 1915–1916), «Формула Космоса» (1918–1919), «Формула петроградского пролетариата» (1920–1921), «Формула весны» (1928–1929), «Нарвские ворота» (1929), «Лики» (1940). Ряд работ посвящён евангельской тематике [«Волхвы» (акварель, чернила, тушь, перо, кисть, 1914), «Крестьянская семья» («Святое семейство», обе 1914), «Бегство в Египет» (1918) и другие] либо заключает в себе скрытую христианскую символику. Основываясь на принципах аналитического искусства, Филонов создал также свой особый вариант абстракционизма («Белая картина», 1919; «Победа над вечностью», 1920–1921; «Формула Вселенной», акварель, 1920–1922; «Без названия», 1923; «Беспредметная композиция», тушь, перо, кисть, карандаш, 1924, и другие; все названные работы Филонова – в собрании Государственного Русского музея).

Филонов иллюстрировал сборники произведений футуристов «Рыкающий Парнас» и стихотворения В. Хлебникова; в 1915 опубликовал поэму, названную им «Прóпевень о прóросли мирóвой» с собственными рисунками. Исполнил декорации к трагедии «Владимир Маяковский» В. В. Маяковского (совместно с И. С. Школьником; 1913, театр «Луна-парк», Санкт-Петербург), руководил оформлением «филоновцами» спектакля «Ревизор» Н. В. Гоголя (1927, Дом печати, Ленинград). В 1929 персональная выставка Филонова была развёрнута (но не открыта) в Государственном Русском музее. После этого до конца 1970–80-х годов имя и творчество Филонова замалчивались, оставаясь практически «вычеркнутыми» из истории отечественного искусства. Умер во время блокады Ленинграда. Мечтая о создании государственного музея аналитического искусства, Филонов никогда не продавал свои работы. Все его произведения были сохранены Е. Н. Глебовой и в 1977 переданы в дар Государственному Русскому музею (частично – Государственной Третьяковской галерее).

Сочинения: Дневники. СПб., 2000.

Литература: Křiž J. P. N. Filonov. Praha, 1966; Ковтун Е. Ф. Из истории русского авангарда (П. Н. Филонов) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. Л., 1979; Глебова Е. Н. Воспоминания о брате // Нева. 1986. № 10; П. Н. Филонов: Живопись, графика. (Кат.). Л., 1988; Мислер Н., Боулт Дж. Э. Филонов: Аналитическое искусство. М., 1990; P. Filonov und seine Schule. (Kat.). Köln, 1990; Филонов: Художник, исследователь, учитель. М., 2006. Т. 1–2; П. Филонов: Очевидец незримого. (Кат.). СПб., 2006; П. Филонов: Реальность и мифы. М., 2008; Мосякин А. Г. Страсти по Филонову: Сокровища, спасенные для России. СПб., 2014.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2017. Т.33 - 799 с., ил.

Художники по годам рождения: 1881-1890;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru