Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Суриков Василий Иванович

Суриков Василий ИвановичСУРИКОВ Василий Иванович [12(24).1.1848, Красноярск – 6(19).3.1916, Москва], российский живописец, действительный член (1893) и академик (1895) петербуржской Академии Художеств. Родился в семье сибирских казаков. Окончил Красноярское уездное училище (1861), где учился рисованию у Н. В. Гребнева, сыгравшего большую роль в определении жизненного пути художника (занимался под его руководством до 1866). В 1868 уехал в Санкт-Петербург. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1869) и петербуржской Академии Художеств (1869–1875) у Б. П. Виллевальде, П. П. Чистякова и Ф. А. Бруни. Среди ранних работ – пейзажи («Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», Красноярский художественный музей; вариант – в Государственном Русском музее, оба 1870), картины на религиозные и исторические сюжеты («Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде», 1872, Государственный Русский музей; «Княжий суд», 1874, «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы…», 1875, обе – в Государственной Третьяковской галерее, и другие). С 1877 жил в Москве. Принимал участие в росписях храма Христа Спасителя в Москве на тему «Вселенских соборов» (1876–1878; эскизы – в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881–1907), Союза русских художников (с 1912). Посетил Германию, Францию, Австрию, Италию (1883–1884), Швейцарию (1897), Италию и Францию (1900), Испанию (1910).

Один из главных представителей реалистического направления в русском искусстве, Суриков с конца 1870-х годов пишет наиболее известные исторические картины, в которых с глубокой проницательностью раскрывает трагические страницы русской истории: «Утро стрелецкой казни» (1878–1881), «Меншиков в Берёзове» (1881–1883), «Боярыня Морозова» (1881–1887; все – в Государственной Третьяковской галерее). Суриков создал новаторский тип многофигурной композиции, в которой смысл событий раскрывается через выражение сложной гаммы чувств различно изображённых персонажей. По словам М. А. Волошина, Суриков «угадывал русскую историю… через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни». Композиционное совершенство картин Сурикова, единство их пластического и колористического решения достигаются за счёт тщательной работы над многочисленными этюдами и эскизами (большей частью – в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее). В 1889–1890 жил в Красноярске; написанная там картина «Взятие снежного городка» (1891, Государственный Русский музей; серебряная медаль на Всемирной выставке 1900 в Париже) открывает новый, «героический» период в творчестве Сурикова, когда главной темой становится тема удали, мощи, единства русского народа. По возвращении в Москву создаёт картины «Покорение Сибири Ермаком» (1891–1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1895–1899), «Степан Разин» (1904–1906, частично переписана в 1910; все – в Государственном Русском музее); последняя большая историческая картина – «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Государственная Третьяковская галерея). Автор остропсихологических портретов, в том числе портретов-типов: «Старик-огородник» (1882, Государственный Русский музей), О. В. Суриковой (дочери художника; 1888), «Сибирская красавица (портрет Е. А. Рачковской)» (1891), доктора А. Д. Езерского (1900-е годы; все – в Государственной Третьяковской галерее), «Сибирячка» (1909), А. А. Добринской (1911; оба – в Государственном Русском музее), автопортреты (1913, Государственная Третьяковская галерея; 1915, Государственный Русский музей) и другие. В поздних пейзажах решал не столько пленэрные, сколько пространственные и композиционные задачи («Вид на Кремль», 1913, Государственная Третьяковская галерея). Работал также в технике акварели.

Имя Сурикова носят Художественный музей в Красноярске и Московский государственный академический художественный институт; в Красноярске в 1948 открыт Музей-усадьба В. И. Сурикова.

Сочинения: [В кн.:] В. И. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977.

Литература: Алпатов М. В. В. И. Суриков. М., 1955; Волошин М. А. Суриков. Л., 1985; Кеменов В. С. В. И. Суриков. Л., 1991; Машковцев Н. Г. В. И. Суриков. М., 1994; Алленов М. М. В. Суриков. М., 1998; В. И. Суриков. Близкое былое. [Сб. материалов]. М., 2009; Васильева-Шляпина Г. В. В. Суриков: Путь художника. СПб., 2013.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2016. Т.31 - 767 с., ил.

Суриков Василий Иванович (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1791-1830;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru