Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Рубенс Питер Пауэл

Рубенс Питер ПауэлРУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (Пауэл) (28.6.1577, Зиген, ныне Германия – 30.5.1640, Антверпен), фламмандский живописец, график. Родился в семье юриста, эмигранта из Фландрии. В 1589 переселился в Антверпен, где обратился в католицизм и получил гуманистическое образование. Учился живописи у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591–1594), О. Вениуса (ван Вена, около 1594–1598); мастер с 1598. В 1600–1608 находился на службе у мантуанского герцога Винченцо I Гонзаги, что позволило ему близко познакомиться с живописью мастеров венецианской школы и Корреджо, совершить путешествия в Рим (где Рубенс изучал искусство античности, произведения Микеланджело, Рафаэля и Караваджо), Геную, а также в Испанию; создал ряд парадных портретов (в том числе конный портрет герцога Лермы, 1603, Прадо, Мадрид).

Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца эрцгерцогов Изабеллы и Альбрехта VII Австрийского. Уже для первых картин этого времени характерно наложение впечатлений от итальянского искусства на традиции старонидерландской живописи (П. Брейгель Старший и другие). В Антверпене Рубенс писал алтарные картины [триптихи «Воздвижение Креста» (около 1610–1611) и «Снятие со Креста» (около 1611–1614) для церкви Богоматери (Онзе-ливе-Врауэкерк) в Антверпене], портреты и мифологические сцены. Произведения Рубенска полны драматизма и барочной динамики, которые подчёркиваются мощными светотеневыми контрастами; композиции подчинены сложному ритму; фигуры, сконцентрированные на переднем плане, часто изображаются в бурном движении и резких ракурсах; колорит строится на взаимодействии крупных ярких пятен. В 1612–1620 работы Рубенса становятся более уравновешенными, палитра – более сдержанной, композиции – симметричными, в изображении фигур проявляется ориентация на образцы эллинистической пластики («Мученичество св. Себастьяна», около 1615, Картинная галерея, Берлин). Скульптурная трактовка формы ощущается во многих мифологических сценах Рубенса [«Пьяный Геракл» (около 1611, Картинная галерея, Дрезден), «Юпитер и Каллисто» (1613, Картинная галерея старых мастеров, Кассель), «Похищение дочерей Левкиппа» (около 1619–1620, Старая пинакотека, Мюнхен); «Персей и Андромеда» (около 1622), «Вакх» (1638–1640; обе – Эрмитаж, Санкт-Петербург)].

Один из крупнейших европейских мастеров портрета, Рубенс обогатил нидерландскую традицию приёмами итальянских портретистов эпохи Возрождения, свободно варьируя композиционные формулы с помощью элементов других жанров (пейзажного, бытового), а также символики. Жизненность и непосредственность образов ощутима как в парадных, так и в камерных портретах [автопортреты, в том числе «Автопортрет с женой (Изабеллой Брант)» (1609–1610, Старая пинакотека, Мюнхен); «Четыре философа» (1611–1612, Палаццо Питти, Флоренция), «Соломенная шляпка» (около 1625, Национальная галерея, Лондон), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (середина 1620-х годов, Эрмитаж) и другие]. В этот период Рубенс, неоднократно создававший рисунки для шпалер, в качестве альтернативы последним стал писать монументальные сцены охоты для украшения дворцовых интерьеров, отмеченные богатым воображением и композиционной изобретательностью («Охота на крокодила и гиппопотама», около 1615–1616, Старая пинакотека, Мюнхен).

В 1611–1618 по собственному проекту Рубенс построил свой дом в Антверпене в стиле итальянского маньеризма; в нём он разместил ценную коллекцию картин и памятников античного искусства. С 1625 Рубенс с дипломатической миссией посетил ряд стран, в том числе Голландию (1627), Испанию (1628–1629), Англию (1629–1630), где также создавал живописные произведения. В 1620-е годы организовал большую мастерскую, выполнявшую монументально-декоративные серии – «Триумф Генриха IV» (не окончена), «История Марии Медичи» (около 1622–1625, Лувр, Париж), плафонная живопись для «Банкетного зала» в Лондоне (1635) и другие. Многочисленные мифологические и аллегорические картины, исполненные по заказу испанского короля Филиппа IV («Суд Париса», около 1639, Прадо, и другие), сюжетно и стилистически перекликаются с «поэзиями» Тициана, иногда являясь копиями его работ. Значительное место в позднем творчестве Рубенса занял образ его второй жены Е. Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах, среди которых наиболее выдающимся является «Шубка» (около 1635–1639, Художественно-исторический музей, Вена), где художник мастерски объединил мифологический образ Венеры с приёмами парадного и интимного портретов, создав один из самых чувственных женских образов в европейском искусстве. Особое место в позднем творчестве Рубенса занимают пейзажи («Возчики камней», около 1620; «Пейзаж с радугой», около 1632–1635, оба – Эрмитаж, и другие); в них тона мягко перетекают один в другой, контрасты светотени смягчены. Этими же качествами отмечены и монументальные сцены народных празднеств («Кермесса», около 1635–1636, Лувр). Рисунки Рубенса также отличаются тонкой наблюдательностью, сложной оркестровкой декоративных пятен и изогнутых линий. Мастерская Рубенса стала школой для работавших в ней многих фламандских художников – А. ван Дейка, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса и других. Творчество Рубенса стало одним из наиболее ярких воплощений европейского барокко и имело огромное значение для развития всей европейской живописи 17–19 веков.

Сочинения: Письма. М.; Л., 1933; Письма. Документы. Суждения современников. М., 1977.

Литература: Гершензон-Чегодаева Н. М. Рубенс. М.; Л., 1938; Невежина В. М. Рубенс. Л., 1938; Рисунки Рубенса. Кат. М.; Л., 1940; Stechow W. Rubens and the classical tradition. Camb. (Mass.), 1968; White Ch. Rubens and his world. N. Y., [1968]; Кузнецов Ю. И. Рисунки Рубенса. М., 1974; Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974; Варшавская М. Картины Рубенса в Эрмитаже. Л., 1975; Alpers S. The making of Rubens. New Haven; L., 1995; Logan A.-M., Plomp M. C. P. P. Rubens: The drawings. N. Y., 2005; Büttner N. Herr P. P. Rubens. Gött., 2006; Arents P. Rubens – Bibliographie. Brux., 1943.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2015. Т.28 - 767 с., ил.

Рубенс Питер Пауэл (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Галерея

Указатель произведений в галерее

Вход в галерею

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: фламандские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru