Роден Огюст (1840-1917) (ЭСЮХ)«»
Вторая половина XIX века - сложный период в развитии западноевропейской скульптуры: рушились связи с зодчеством, пагубно сказывалось влияние модных стилизаторских вкусов, отсутствовали заказы на памятники, отвечавшие чаяниям широких демократических слоев населения. Немногие мастера могли в подобных условиях создавать значительные, привлекавшие внимание современников произведения. Одним из таких мастеров был французский скульптор Огюст Роден. В своем страстном, взволнованном творчестве он стремился к утверждению образа положительного героя, к раскрытию сложного мира человеческих чувств и переживаний. Об этом свидетельствуют его ранние статуи «Бронзовый век» (1876) и «Иоанн Креститель» (1878).
С 1880 г. и до конца жизни Роден работал над скульптурным украшением портала Музея декоративных искусств в Париже, стремясь создать цельную и оригинальную композицию «Врата ада». Она навеяна могучими образами «Божественной комедии» Данте. Двери портала образовали единое скульптурное панно с множеством фигур. Роден - выдающийся мастер живописного рельефа так трактует пластические массы, что создается впечатление, будто одни фигуры отрываются от фона, другие - в него погружаются. Контрасты света и тени драматизируют все изображение. Обрамление портала также состояло из ряда фигурных композиций, а завершением его служила композиция «Три тени». Величественный замысел не был воплощен до конца. Многие скульптуры, задуманные первоначально как часть «Врат ада», превратились в самостоятельные произведения. Самая известная - «Мыслитель» (1888, Музей Родена, Париж).
В памятнике «Граждане Кале» (1884-1888) Роден запечатлел подвиг жителей города Кале во время Столетней войны между Англией и Францией, прославил мужество и доблесть людей, готовых пожертвовать своей жизнью ради спасения соотечественников. Он создает группу из шести персонажей. Одни бурно жестикулируют, другие застыли в трагической неподвижности. Все герои показаны в критический момент, когда проверяются душевные силы человека. Сопоставлением разных образов скульптор достигает большого эмоционального напряжения всей группы. Роден хотел поставить этот памятник на очень низкой плите-постаменте, чтобы каждый смотрящий как бы находился рядом с героями и мог спросить себя: «Способен ли я на такой же подвиг?»
Значительно творчество Родена и как портретиста. Великолепна статуя писателя О. Бальзака (1893-1897): мощная задрапированная фигура словно медленно шествует вперед. Лицо, трактованное сильными сдвигами формы, с резким противопоставлением впадин и выпуклостей, кажется особенно энергичным. Роден испытал влияние импрессионизма и символизма, но он всегда оставался яркой индивидуальностью, определившей путь в искусстве, мастером, чье творчество открывало новые пути в развитии мировой скульптуры, ломало мертвые схемы и догмы официального искусства.
Влияние Родена на современников было велико. В мастерской его работали многие затем прославившиеся мастера XX в. - Э. А. Бурдель, А. Майоль, А. С. Голубкина.
По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
На страницу скульптора: Роден Огюст (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1831-1855;
Художники по странам: французские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|