Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Рафаэль Санти

Рафаэль СантиРАФАЭЛЬ [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] (26.3, по другим данным, 28.3 или 6.4.1483, Урбино – 6.4.1520, Рим), итальянский живописец, рисовальщик и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения. Родился в семье Джованни Санти (около 1435–1494) – живописца и поэта при дворе герцога Урбинского. В 1500 Рафаэль переехал в Перуджу и поступил в мастерскую П. Перуджино, также сотрудничал с Б. Пинтуриккьо (по поручению которого создавал рисунки к росписям в Библиотеке Пикколомини в соборе Сиены) и Л. Синьорелли. Ранние произведения Рафаэля отмечены как чертами умбрийской школы [алтарные картины «Распятие с предстоящими» (1502–1503, Национальная галерея, Лондон), «Мадонна Конестабиле» (около 1504, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Обручение Богоматери» (1504, Пинакотека Брера, Милан), «Мадонна Ансидеи» (1505, Национальная галерея, Лондон), «Алтарь Колонна» (1504–1505, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)], так и утончённостью, характерной для придворного искусства [«Сон рыцаря» (1504, Национальная галерея, Лондон), «Три грации» (около 1504, Музей Конде, Шантийи), «Св. Георгий» (около 1504–1505, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Битва Св. Георгия с драконом» (около 1503, Лувр, Париж)].

В 1504–1508 Рафаэль жил и работал во Флоренции, где воспринял влияния мастеров Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Фра Бартоломмео, Микеланджело, а также флорентийской скульптуры 15 века. В его произведениях появляются пирамидальные композиции, сфумато, больше внимания уделяется светотеневой моделировке объёмов, эмоциональным характеристикам персонажей и их динамическому взаимодействию друг с другом [«Дама с единорогом» (около 1505, галерея Боргезе, Рим), «Мадонна с гвоздиками» (около 1506–1507, Национальная галерея, Лондон), «Мадонна Грандука» (около 1505, Палаццо Питти, Флоренция), «Мадонна на лугу» (1506, Художественно-исторический музей, Вена), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница», около 1507, Лувр), портреты Аньоло и Маддалены Дони (оба 1506, Палаццо Питти)]. Гипертрофированным драматизмом отличается сцена «Положение во гроб» (1507, галерея Боргезе, Рим).

В 1508 благодаря протекции Д. Браманте Рафаэль получает от папы Юлия II приглашение в Рим, где создаёт своё главное творение – росписи парадных комнат (станц) Ватиканского дворца. Иконографическая программа этих росписей была нацелена на прославление католической Церкви и папы Римского. В Станце делла-Сеньятура (1508–1511), служившей личной библиотекой Юлия II, представлены 3 сферы человеческого духа: Истина в сценах, представляющих теологию [«Диспута» («Церковь земная и небесная»)] и философию («Афинская школа»), Благо в изображении «Мудрости, Меры и Силы» с примерами из истории светского и церковного права и Красота в сцене «Парнас», а также аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены на плафоне. В Станце д’Элиодоро (1512–1514), предназначавшейся для папских аудиенций, помещены сцены чудесного и спасительного вмешательства Бога в дела Церкви («Изгнание Элиодора из храма», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). Росписи Станцы дель-Инчендио (1514–1517) демонстрируют верховную роль папства и его непреходящее значение (сцены «Пожар в Борго», «Коронование Карла Великого», «Битва при Остии», «Оправдание Льва III»). Последняя из станц, так называемый Зал Константина, расписывалась мастерской Рафаэля по его рисункам после смерти художника. По мере продвижения работ от станцы к станце стиль Рафаэля стремительно эволюционирует. В первой из них представлены многолюдные торжественные сцены, композиции которых отличаются тектонической ясностью и уравновешенностью; они монументальны, полны гармонии и проникнуты античным духом. Рафаэлю удалось блестяще связать изображённое пространство с реальным. Эти фрески стали своего рода камертоном стиля Высокого Возрождения. Под влиянием росписей Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы в Станце д’Элиодоро нарастает драматизм, который проявляется в динамике всего композиционного строя, освещения и отдельных фигур и начинает разрушать классическую гармонию, утвердившуюся в Станце делла-Сеньятура. В росписях Станцы дель-Инчендио эта гармония окончательно уступает место гипертрофированной динамике и экспрессии: композиции утрачивают былую ясность, цвет – натуроподобие, пропорции фигур искажаются. Эти приёмы стали одним из источников вдохновения для мастеров маньеризма.

Метод работы Рафаэля основан на широком использовании подготовительных рисунков: композиционных эскизов, набросков для отдельных фигур и их групп, которые в итоге объединялись в полномасштабный картон. Тщательно проработанные картоны Рафаэля являются выдающимися произведениями монументального рисунка (картон к сцене «Афинская школа», 1510, Пинакотека Амброзиана, Милан). Рафаэлем и его мастерской были также выполнены картоны к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (итальянский карандаш, уголь, темпера, 1515–1516, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). Подобный метод позволял Рафаэлю эффективно организовать свою большую мастерскую, необходимость в которой была вызвана обилием заказов, передоверяя значительную часть работы ассистентам, в число которых входили Б. Перуцци, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо, Дж. да Удине, Раффаэллино дель Колле; главным помощником мастера был Джулио Романо. Мастерская использовалась Рафаэлем как на стадии графической разработки замысла, так и на этапе его воплощения в монументальной живописи. Степень вовлечённости ассистентов в процесс создания работ увеличивалась с течением времени, в то время как сам Рафаэль всё больше отстранялся от непосредственного участия в выполнении росписей: на Вилле Фарнезина в Риме («Лоджия Психеи», 1514–1518; самому Рафаэлю приписывается сцена «Триумф Галатеи», около 1512 или 1514), в Лоджиях Ватикана (фрески и лепнина из стукко, 1519), в «стуффетте» и «лоджетте» кардинала Биббиены в Ватикане (1516).

В алтарных образах [«Мадонна Альба» (около 1510–1511, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Мадонна ди Фолиньо» (около 1511–1512, Ватиканская пинакотека), «Мадонна с рыбой» (1513–1514, Прадо, Мадрид), «Мадонна в кресле» (около 1513–1514, Палаццо Питти), «Сикстинская Мадонна» (около 1513, Дрезденская Картинная галерея), «Преображение» (1519–1520, Ватиканская пинакотека, закончено Дж. Романо)] Рафаэль трансформирует традиционные композиции в полные драматизма и динамики сцены. В римский период достигает зрелости талант Рафаэля-портретиста; опираясь на новую портретную концепцию, представленную Леонардо да Винчи, он наделяет свои модели характером, создаёт образ на основе их внешности, используя изысканные аксессуары и драматическую игру светотени: портреты папы Юлия II (около 1511, галерея Уффици, Флоренция), «Женщина в покрывале» («Донна велата», около 1513, Палаццо Питти), Б. Кастильоне (1514–1515, Лувр, Париж), папы Льва Х («Лев Х с кардиналами Дж. де Медичи и Луиджи де Росси», 1518–1519, галерея Уффици).

В Риме Рафаэль познакомился с античными памятниками, принимал участие в раскопках, а в 1515 получил должность главного хранителя древностей, выступал также практикующим архитектором. После смерти Д. Браманте он стал главным архитектором собора Св. Петра (с 1516), вёл строительство по собственному базиликальному плану, достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. В Риме им возведены центрические в плане и перекрытые куполом церкви Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (около 1515, перестроена) и капелла Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (начата в 1512–1513; в интерьере – мраморная облицовка пола и стен, мозаики, живопись и декоративная скульптура; эта богатая пластика и полихромия воссоздают великолепие античных построек и предвосхищают интерьеры барокко). Вслед за Браманте Рафаэль развил тип городского римского палаццо с ордерной декорацией и мощной пластикой фасада (Палаццо Бранконио-дель-Аквила, около 1518, не сохранился); по проекту Рафаэля во Флоренции возводилось Палаццо Пандольфини (с около 1516, архитектор Джанфранческо да Сангалло). Важнейшим, но лишь частично осуществлённым архитектурным замыслом Рафаэля стала Вилла Мадама в Риме (1518, строительство продолжал А. да Сангалло Младший, не окончено), предполагавшая воссоздание античной виллы со сложным симметричным планом, включающим в себя помещения различной формы и назначения: круглый центральный двор, термы, театр, нимфей, а также огромный террасный парк и полихромный стукковый декор интерьеров по образцу гротесков.

Один из наиболее крупных художников в европейском искусстве, Рафаэль повлиял на творчество мастеров маньеризма, барокко, классицизма, академизма и романтизма.

Литература: Passavant J. D. Rafael von Urbino und sein Vater Giovanni Santi. Lpz., 1839–1858. Bd 1–3; Гращенков В. Н. Рафаэль. 2-е изд. М., 1975; Oberhuber K. Raffaello. Mil., 1982; Joannides P. The drawings of Raphael with a complete catalogue. Oxf., 1983; Jones R., Penny N. Raphael. New Haven; L., 1983; Beck J. H. Raphael. N. Y., 1994; Frommel L., Ray S., Tafuri M. Raffaello architetto. 4 ed. Mil., 2002; Shearman J. Raphael in early modern sources: 1483–1602. New Haven; L., 2003. Vol. 1–2.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2015. Т.28 - 767 с., ил.

Рафаэль Санти (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Галерея

Указатель произведений в галерее

Вход в галерею

Художники по годам рождения: 1401-1500;

Художники по странам: итальянские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru