Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Пуссен Никола

Пуссен НиколаПУССЕН (Poussin) Николa (июнь 1594, Лез-Андели, Нормандия – 19.11.1665, Рим), французский живописец и график. Крупнейший представитель классицизма 17 века. Учился у Н. Жувене в Руане; самостоятельно изучал античное искусство, также произведения Рафаэля, Тициана, мастеров болонской школы; занимался перспективой, анатомией и математикой. С 1612 обучался в Париже в мастерских Ж. Лаллемана, затем Ф. ван Элле. Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия, исполненные для итальянского поэта Дж. Марино (бистр, перо, около 1622–1624, Королевская библиотека, Виндзор). С 1623 жил в Италии, вначале в Венеции, с весны 1624 в Риме. Важную роль в формировании Пуссена как художника-философа и эрудита сыграл знаток античности К. даль Поццо. По заказу Ватикана Пуссен исполнил алтарный образ для собора Св. Петра – «Мученичество св. Эразма» (1628–1629, Ватиканская пинакотека). В творчестве Пуссена 1-го римского периода (1624–1640) преобладают просветлённо-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, воспевающие поэтическое вдохновение, гармонию природы и человека; они отмечены особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы,– «Нарцисс и Эхо» (около 1625–1627, Лувр, Париж), «Ринальдо и Армида» (1625–1626 или 1-я половина 1630-х годов, Государственный музей изобразительных искусство имени А.С. Пушкина), «Танкред и Эрминия» (около 1630, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Спящая Венера» (около 1630), «Царство Флоры» (около 1631–1632, обе – Дрезденская Картинная галерея). Пуссен стремился выявить нравственные стимулы действия своих героев в драматических обстоятельствах, что предвосхитило суровую гражданственность позднего классицизма («Смерть Германика», около 1628, Институт искусств, Миннеаполис). В полотнах Пуссена с середины 1630-х годов развёрнутое повествование напоминает сцену из классической трагедии с большим количеством персонажей («Похищение сабинянок», около 1635; «Израильтяне, собирающие манну», около 1637–1639, оба – Лувр, и другие). Особой известностью пользовалась серия «Вакханалий», исполненных в середине 1630-х годов для кардинала А. Ж. дю Плесси де Ришельё («Вакханалия», 1636, Национальная галерея, Лондон, и другие).

В 1640–1642 работал в Париже, где Людовик XIII назначил его руководителем всех художественных работ в королевских дворцах (прежде всего в Большой галерее Лувра); Пуссен исполнил также серию аллегорических картин для кабинета кардинала Ришельё («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», около 1641–1642, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ вынуждают Пуссена вернуться в Рим, не закончив исполнение заказов. В работах Пуссена 2-го римского периода усиливается этико-философский пафос [«Великодушие Сципиона» (середина 1640-х годов, Государственный музей изобразительных искусство имени А.С. Пушкина), «Моисей, иссекающий воду из скалы» (около 1648, Эрмитаж), «Аркадские пастухи» («Et in Arcadia ego», около 1650, Лувр), «Отдых на пути в Египет» (около 1658, Эрмитаж)], однако нередко в его образных решениях начинают преобладать холодная рассудочность и нормативность. Обращаясь к античным, библейским и евангельским сюжетам, Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Развивая принципы идеального эпического пейзажа, он представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; введение в пейзаж мифологических персонажей, как бы олицетворяющих различные стихии, призвано раскрыть смысл истории человечества («Пейзаж с Полифемом», около 1649, Эрмитаж; «Орион», около 1650–1655, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и другие). Используя мифологические и евангельские сюжеты, Пуссен выражает (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира («Св. Иоанн на Патмосе», около 1644–1645, Институт искусств, Чикаго). Особенно значителен цикл из 4 картин «Времена года» (около 1660–1665, Лувр), в котором путь человечества выявлен через судьбы библейских героев. В завершающем эту серию полотне «Зима» («Потоп») размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство художника-творца проникнут автопортрет Пуссена (1650, Лувр). Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 века учении о «модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений).

Сочинения: Письма. М.; Л., 1939; Lettres et propos sur l’art / Ėd A. Blunt. P., 1989.

Литература: N. Poussin. (Cat.). P., 1960. Vol. 1–2; Н. Пуссен / Сост. Н. Я. Нерсесов. М., 1961; Friedlaender W. N. Poussin. N. Y., 1966; Badt K. Die Kunst des N. Poussin. Kӧln, 1969. Bd 1–2; Wild D. N. Poussin. Z., 1980. Bd 1–2; Wright C. Poussin paintings: a catalogue raisonne. N. Y., 1985; Золотов Ю. К. Пуссен. М., 1988; Thuillier J. N. Poussin. P., 1994; Blunt A. N. Poussin. L., 1995.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2015. Т.27 - 767 с., ил.

Пуссен Никола (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 21. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1975. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: французские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru