Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Поликлет

ПоликлетПОЛИКЛЕТ (Πολύϰλειτος), древнегреческий скульптор 5 века до нашей эры. Уроженец Аргоса. Плиний Старший относит расцвет творчества Поликлета к 90-й Олимпиаде (420–417 до нашей эры). Ученик Агелада, Поликлет работал преимущественно в бронзе. Наиболее ранней работой Поликлета считается приписываемая ему Павсанием статуя мальчика-боксёра Киниска из Мантинеи, победителя в Олимпийских играх в 464 или 460 до нашей эры. Возможно, копией этой статуи является «Атлет Вестмакотта» (мрамор, 1 век нашей эры, Британский музей, Лондон). Подлинную славу Поликлету в древности принесла статуя «Дорифор» (буквально «копьеносец»), обычно датируемая 450–440 до нашей эры. Так, по словам Цицерона, Лисипп утверждал, что его учителем был «Дорифор» Поликлета. Насчитывается свыше 50 копий этой статуи: наиболее полной является мраморная копия из Помпей (Национальный археологический музей, Неаполь); два торса из Государственных музеев Берлина и галереи Уффици во Флоренции (последний из чёрного базальта) хорошо передают архитектонику тела, тогда как бронзовая герма 1 века до нашей эры (Национальный археологический музей, Неаполь) с сигнатурой копииста (Аполлония из Афин) – строение головы, черты лица и трактовку волос. В 1921–1922 немецкий скульптор Г. Рёмер использовал эти памятники для создания реконструкции «Дорифора» (бронзированный гипс, Глиптотека, Мюнхен). Древние авторы провозглашали «Дорифора» воплощением «меры» (τὸ μέτρον) и «середины» (τὸ μέσον); Плиний Старший писал, что эту статую художники зовут «каноном» и получают из неё, словно из какого-нибудь закона, основания для своего искусства. Этой статуе-образцу соответствовал литературный трактат Поликлета, также называвшийся «Каноном». Наиболее точные сведения об этом трактате передаёт Гален («О мнениях Гиппократа и Платона»): по-видимому, главным здесь было установление нового модуля человеческой фигуры. Согласно Плинию Старшему, Поликлет победил четырёх скульпторов в конкурсе на лучшую статую «Амазонки» для Артемисиона в Эфесе (около 440 до нашей эры); её обычно идентифицируют с мраморной «Амазонкой Сосикла» (Капитолийские музеи, Рим), названной так по имени копииста 1 века нашей эры, чья сигнатура имеется на статуе. Идентификация «Диадумена» (буквально «атлет, обвязывающий свою голову повязкой победителя»; 430–420 до нашей эры) как работы Поликлета среди римских мраморных копий стала возможной благодаря его сравнению с «Дорифором», хотя «Диадумен» как более позднее произведение мастера тоньше, изящнее, одушевлённее. Лучшая реплика была найдена на острове Делос (мрамор, Национальный археологический музей, Афины). Единственная хрисоэлефантинная скульптура Поликлета – поздняя статуя Геры для храма Геры в Аргосе (известна по детальному описанию Павсания и изображениям на аргосских монетах). По сообщению Фукидида, старый храм Геры в Аргосе сгорел в 423 до нашей эры; новый был отстроен к 400, что позволяет довольно точно датировать это произведение. Мастер гармоничной композиции и тонкой отделки, Поликлет был скульптором атлетов, и мы знаем из текстов Павсания имена олимпийских победителей в боксе или борьбе, статуи которых он изваял: Аристион из Эпидавра, Ферсилох из Керкиры, Антипатр из Милета, Пифокл из Элиды, Ксенокл из Меналии.

Значение творческой деятельности Поликлета во многом определяется его сопоставлением со старшим современником – Фидием. Если тот довёл до совершенства идеалистическое течение в древнегреческом искусстве и стал его главным выразителем, то Поликлет усовершенствовал концепцию фигуры атлета: по словам Квинтилиана, «он сделал человеческое тело более прекрасным, чем оно есть, но ему не удалось передать величие богов». Традиция Поликлета ещё долго существовала в древнегреческом искусстве; он был основателем большой скульптурной мастерской.

Литература: Недович Д. С. Поликлет. М.; Л., 1939; Соколов Г. И. Мирон и Поликлет. М., 1961; Arias P. E. Policleto. Firenze, 1964; Lorenz T. Polyklet. Wiesbaden, 1972; Steuben H. Der Kanon des Polyklet. Tüb., 1973; Tobin R. The canon of Polykleitos // American Journal of Archaeology. 1975. Vol. 79. № 4; Stewart A. F. The canon of Polykleitos. A question of evidence // Journal of Hellenic Studies. 1978. Vol. 98; Borbein A. H. Polyklet // Göttingische gelehrte Anzeigen. 1982. № 234; idem. Polykleitos // Personal styles in greek sculpture / Ed. O. Palagia, J. J. Pollitt. Camb., 1996; Leftwich G. Ancient conceptions of the body and the canon of Polykleitos. Ann Arbor, 1987; Polykletforschungen / Hrsg. H. Beck, P. C. Bol. B., 1993; Polykleitos, the Doryphoros, and tradition / Ed. W. G. Moon. Madison, 1995.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2014. Т.26 - 767 с., ил.

Поликлет (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 20. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1975. Главный редактор А. М. Прохоров.

Поликлет (очерк)

Очерк. Сто великих скульпторов / Автор-составитель С. А. Мусский. -М.: Вече, 2002. - 480 с., ил.

Художники по годам рождения: до нашей эры - 1400;

Художники по странам: древнегреческие

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru