|
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск – 15.2.1939, Ленинград], российский живописец, график, сценограф, теоретик искусства, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Родился в семье сапожника С. Ф. Водкина; фамилию матери (Петрова) прибавил к отцовской. Первоначальные сведения о живописи получил от иконописцев; учился в Самаре в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова (1893–1895). В 1895 поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, в 1897–1905 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. Н. Горского, Н. А. Касаткина, В. А. Серова. В 1901 занимался в школе А. Ажбе в Мюнхене, в 1906–1908 – в академии Ф. Коларосси и других частных студиях Парижа (в Париже познакомился с М. Метерлинком и Н. С. Гумилёвым). Член объединения «Мир искусства» (с 1910). Посетил Лондон (1904), в 1905 путешествовал по Италии, где познакомился с Ф. Т. Маринетти, в 1907 – по Северной Африке, в 1924–1925 командирован во Францию с целью изучения художественного образования; во время поездок исполнял циклы живописных и графических работ. Испытал влияние Серова, В. Э. Борисова-Мусатова, европейского символизма и модерна (П. Пюви де Шаванн, М. Дени, Ф. Ходлер), а также мастеров Проторенессанса и итальянского Возрождения. Значительное воздействие на творчество Петрова-Водкина оказала живопись новгородской школы и Дионисия; выступал с лекциями об иконописи.
Первые крупные заказные работы Петрова-Водкина посвящены религиозному искусству и близки стилистике модерна и неорусского стиля: майоликовое панно «Богоматерь с Младенцем» для апсиды церкви при клинике Р. Р. Вредена в Санкт-Петербурге (выполнено в Лондоне в 1904), росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910–1911, совместно с А. П. Блазновым), Морском Никольском соборе в Кронштадте (1913), росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915). Тесной связью с модерном и немецким неоидеализмом (прежде всего Х. фон Маре) отмечены ранние станковые произведения Петрова-Водкина («Берег», 1908; «Сон», 1910; оба – Государственный Русский музей). В картинах «Играющие мальчики» (1911, Государственный Русский музей) и «Купание красного коня» (1912, Государственная Третьяковская галерея) художник обретает оригинальный пластический язык, творчески преломляющий традиции древнерусского искусства и сочетающий декоративное звучание локального цвета с лаконичным рисунком и ясной ритмической организацией композиции. Богородичный образ служит основой двух вариантов композиции «Мать» (1913, Государственная Третьяковская галерея; 1915, Государственный Русский музей) и полотна «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914–1915, Государственный Русский музей). Идея духовной чистоты символически воплощается в картинах на тему «купания» – «Девушки на Волге» (1915, Государственная Третьяковская галерея) и «Утро» (1917, Государственный Русский музей), тема жертвенной гибели – в полотне «На линии огня» (1916, Государственный Русский музей), навеянном событиями 1-й мировой войны. Смерть отца художника послужила поводом для создания картины «Полдень» (1917, Государственный Русский музей), в центре которой – похоронное шествие, однако в этом «планетарном» пейзаже закономерный круговорот жизни и смерти не нарушает гармонии целого.
Революционные события 1917 Петров-Водкин пытается осмыслить как в категориях народной стихии («Степан Разин» и другие панно для оформления Петрограда к 1-й годовщине Октября), так и сквозь призму христианской историософии (серия рисунков евангельского цикла на рубеже 1910–1920-х годов). Один из организаторов Вольной философской ассоциации (Вольфила; 1919), где выступал с докладами и участвовал в дискуссиях на заседаниях наряду с А. А. Блоком, А. Белым и другими; член-учредитель общества «Четыре искусства» (с 1924). С конца 1910-х годов Петров-Водкин развивает свою художественную систему в жанре натюрморта, где решает проблему пространственной и колористической организации изображения («Селёдка», 1918; «Скрипка», 1918; оба – Государственный Русский музей). На фоне бурных исторических преобразований того времени мастер последовательно обращается к традиции. Так, древний уклад Востока, его средневековая архитектура заинтересовали Петрова-Водкина, посетившего в 1921 Среднюю Азию и создавшего сияющую солнечными охристо-бирюзовыми красками «Самаркандскую серию».
Портреты Петрова-Водкина нередко уподобляются иконописным ликам [Автопортрет (1918, Государственная Третьяковская галерея), портрет А. А. Ахматовой (1922, Государственный Русский музей)]. Соотнося исторические события с вечными ценностями, Петров-Водкин в произведениях на современную тему включает иконописные мотивы («Петроградская мадонна. 1918», 1920, Государственная Третьяковская галерея). Восходящий к христианской иконографии образ матери, пытающейся защитить ребёнка,– лейтмотив всего творчества художника («Спящий ребёнок», 1924, Музей изобразительных искусств, Ашхабад; «Тревога. 1919 год», 1934, Государственный Русский музей). Тема мученической смерти продолжается в полотнах, посвящённых Гражданской войне («Смерть комиссара», 1927–1928, Государственный Русский музей, и другие). Однако облик представителей «революционного класса» порой лишён идеализации («Рабочие», 1926, Государственный Русский музей; «Новоселье. Рабочий Петроград», 1937, Государственная Третьяковская галерея).
Петров-Водкин оставил значительное литературное наследие. Дебютировал в печати рассказом «Золотой день» (1905). В 1906 в Санкт-Петербурге, затем в других городах шла пьеса Петрова-Водкина «Жертвенные (Художники)». Среди его драматургических произведений начала 1900-х годов – отразившие влияние М. Метерлинка и Л. Н. Андреева пьесы в символистском духе: «Башня Вавилона», «Сказка жизни (на Земле)», «Легенда пустыни. Три утра», «Сны жемчужины» и другие. К своим сочинениям Петров-Водкин выполнял серии графических листов – автобиографическая повесть «Самаркандия» (1923), «Хлыновск» (1930), «Пространство Эвклида» (1932). Обращался также к сценографии: оформление спектаклей «Орлеанская дева» Ф. Шиллера (1913, театр К. А. Незлобина, Москва), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1935, Академический театр драмы, Ленинград) и других.
Петров-Водкин не оставил систематического изложения своих взглядов на искусство, но имеющиеся тексты позволяют реконструировать его теорию. Для художника были важны «планетарный» взгляд на мир, соотнесение изображаемого мотива с представлением о целостном мироздании. Он выработал особую пространственную организацию изображения – так называемую сферическую перспективу, а также свою колористическую систему, построенную на отношениях основного и дополнительных цветов, названную им «трёхцветкой». Идеи Петрова-Водкина близки теоретическим разработкам П. А. Флоренского и В. А. Фаворского.
Преподавал в художественной школе Е. Н. Званцевой (1910–1917), Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских – Высшем художественно-техническом институте в Петрограде (Ленинграде) (профессор в 1918–1932). Среди учеников – Н. И. Дормидонтов, Н. А. Ионин, А. И. Порет, А. Н. Самохвалов, Л. Т. Чупятов. В 1995 на родине художника открыт его Дом-музей.
Сочинения: Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. 2-е изд. Л., 1982; Письма. Статьи. Выступления. Документы. М., 1991.
Литература: Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. М., 1966; Тамручи В. А. К. С. Петров-Водкин. Л., 1977; К. Петров-Водкин: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Л., 1986; Селизарова Е. Н. Петров-Водкин в Петербурге–Петрограде–Ленинграде. СПб., 1993; Петрова-Водкина М. Ф. Мой великий русский муж. Саратов, 2008.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2014. Т.26 - 767 с., ил.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (ЭСЮХ)
Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
Художники по годам рождения: 1871-1880;
Художники по странам: русские, советские, российские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|