Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Перов Василий Григорьевич

Перов Василий ГригорьевичПЕРОВ Василий Григорьевич [23.12.1833 (4.1.1834), Тобольск – 29.5(10.6).1882, село Кузьминки, ныне в черте Москвы], российский живописец, писатель, академик (1866) и профессор (1870) петербуржской Академии Художеств. Внебрачный сын тобольского прокурора барона Г. К. фон Криденера; фамилию получил по прозвищу, данному ему учителем за хорошее письмо. Учился в Арзамасской школе живописи у А. В. Ступина (1846–49), затем в Московском училище живописи и ваяния (1853–1861) у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого, С. К. Зарянко и других. Последователь П. А. Федотова и один из создателей реалистического направления в русском искусстве, Перов в начале 1860-х годов создал серию картин антиклерикальной направленности («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; обе – Государственная Третьяковская галерея). С 1862 за картину «Проповедь в селе» (1861, Государственная Третьяковская галерея) получил от петербружской Академии Художеств золотую медаль и заграничное пенсионерство, работал в Париже, посетил Германию и Италию. Наиболее удачными работами этого периода стали картины «Слепой музыкант» (этюд к неоконченной композиции «Продавец песенников») и «Савояр» (1863, обе – там же). В конце 1864 досрочно вернулся в Россию, поселился в Москве. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870; в 1877 вышел из Товарищества передвижных художественных выставок). На середину и 2-ю половину 1860-х годов приходится расцвет его жанровой живописи, иногда близкой по настроению русской поэзии: «Проводы покойника» (1865, Государственная Третьяковская галерея), «Гитарист-бобыль» (1865, Государственный Русский музей), «"Тройка". Ученики-мастеровые везут воду» (1866), «Последний кабак у заставы» (1868, обе – Государственная Третьяковская галерея). В них звучит тема трагедии обездоленных людей, глубокого сострадания «маленькому человеку», критика социальной несправедливости. С конца 1860-х годов в творчестве Перова происходят стилистические изменения: сокращается количество персонажей, снижается обличительный пафос, усложняется живописная палитра. В ряде картин заметно увлечение бытописательством («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871, и другие), иногда – сентиментальность («Приезд институтки к слепому отцу», 1870; «Старики-родители на могиле сына», 1874; все – Государственная Третьяковская галерея). В 1873 Перов предпринял поездку в Оренбургскую губернию в поисках материала для исторических картин (трилогии) о Е. И. Пугачёве (написаны лишь эскизы и незавершённый вариант картины «Суд Пугачёва», 1875–1879, Государственный исторический музей, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея). Обращался также к религиозной тематике («Христос в Гефсиманском саду», 1878, Государственная Третьяковская галерея), сохраняя, однако, критическое отношение к русскому духовенству («Монастырская трапеза», 1865–76, Государственный Русский музей). Поздние исторические полотна Перова («Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880–1881, Государственная Третьяковская галерея, и другие) свидетельствуют о влиянии на него принципов академизма.

К лучшей части творчества Перова принадлежат портреты, отмеченные глубоким психологизмом, сложностью и многомерностью образов: «Фомушка-сыч» (1868), автопортрет (1870; оба – Государственная Третьяковская галерея), портреты выдающихся современников – А. Г. Рубинштейна (1870, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Москва), А. Н. Островского (1871, Государственная Третьяковская галерея), И. С. Тургенева (1872, Государственный Русский музей), В. И. Даля, А. Н. Майкова, М. П. Погодина (все 1872, Государственная Третьяковская галерея) и другие. Настоящим шедевром стал портрет Ф. М. Достоевского (1872, Государственная Третьяковская галерея), в котором, по словам А. Г. Достоевской, Перов уловил «"минуту творчества" писателя… он как бы "в себя смотрит"». Писал также рассказы социально-критического содержания. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871–1882), среди учеников – С. А. Коровин, А. П. Рябушкин, А. Е. Архипов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров.

Сочинения: Рассказы художника / Сост., авт. вступ. ст. А. Леонов. М., 1960.

Литература: Федоров-Давыдов А. А. В. Г. Перов. М., 1934; Архангельская А. И. В. Г. Перов. М., 1950; Стасов В. В. Перов и Мусоргский. М., 1952; Лясковская О. А. В. Г. Перов: особенности творческого пути художника. М., 1979; Леняшин В. А. В. Г. Перов. Л., 1987; В. Г. Перов. (Кат. выставки). М., 1988; Петров В. А. В. Перов: Творческий путь художника. М., 1997; Алленова Е. В. Перов. Альбом. М., 2001; «Святые шестидесятые». [Кат. выставки]. СПб., 2002.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2014. Т.25 - 765 с., ил.

Перов Василий Григорьевич (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru