Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Менгс Антон Рафаэль

Менгс Антон РафаэльМЕНГС (Mengs) Антон Рафаэль (12 или 22.3.1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти-над-Лабем, Чехия – 29.6.1779, Рим), немецкий живописец и теоретик искусства. Обучался рисунку у отца, дрезденского живописца Исмаэля Исраэля Менгса (1688 или 1690–1764). В 1740–1744 находился с отцом в Риме, где учился у М. Бенефьяля и С. Конки, изучал античность и итальянское искусство 16–17 веков. Работал в Дрездене при дворе саксонского курфюрста Августа III (1745–1746 и 1749–1754; придворный художник с 1751), в Мадриде при дворе короля Карла III (1761–1769 и 1774–1776; «первый художник короля» с 1766), Риме и Неаполе. Член академии Св. Луки в Риме (с 1752).

Начинал как портретист (портрет отца, 1747–1748, Художественный институт, Чикаго, и другие); позднее постоянно обращался к этому жанру, нередко используя схему парадного портрета 17 века [И. И. Винкельман (1761–62, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), испанский король Карл III (1761, Прадо, Мадрид) и его дети (1767, Королевский дворец, Мадрид), автопортреты (в том числе 1773–1774, галерея Уффици, Флоренция; 1774–1775, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; 1776–1779, Государственные музеи, Берлин) и другие]. В 1755 познакомился в Риме с И. И. Винкельманом, влияние которого отразилось во всём дальнейшем творчестве Менгса и его эстетических воззрениях [изложил их в труде «Мысли о красоте и вкусе в живописи» («Gedanken über die Schönheit und über den Geschmack in der Malerey»), 1762]. В 1780-е годы покровитель Менгса, посол Испании в Риме Х. Н. де Асара, издал полное собрание его теоретических работ.

В ранней росписи плафона церкви Сант-Эусебио в Риме (1757–1758) уже намечается отказ от принципов барочного иллюзионизма, которые Менгса называет «ложным стилем», и поиск идеалов «высокого стиля» (статика и уравновешенность композиции, подражание Рафаэлю). Этими же чертами отмечено и полотно «Суд Париса» (около 1757, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), где фигуры Париса, Геры, Афины и Афродиты уподоблены скульптурному рельефу; Менгс воплощает в них идеал «благородной простоты и спокойного величия». В классицистическом духе трактована античная тема и в других картинах («Юпитер и Ганимед», 1760, Палаццо Корсини, Рим, и другие). Следуя своей эстетической теории, он пытался сочетать приёмы светотеневой моделировки Корреджо, звучность палитры венецианских мастеров, плавную музыкальность рисунка Рафаэля, гармонию композиций Н. Пуссена, рассудочность болонского академизма; поиск этого синтеза придаёт творчеству Менгса ощутимую стилистическую эклектичность. В росписи плафона («Аполлон и музы на Парнасе», 1760–1761) и люнетов Виллы Альбани (ныне Вилла Торлония) в Риме холодные лазурные тона сочетаются с пятнами яркой зелени деревьев и красочных одежд героев, рождая ощущение искусственности колорита. В античных реминисценциях отразились как учёная эрудиция художника, так и увлечения владельца виллы, кардинала А. Альбани. В поздних полотнах на религиозные сюжеты («Благовещение», около 1774–1776; «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне», около 1774, обе – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Благовещение», 1779, капелла Королевского дворца в Мадриде, и другие) формы крупных фигур становятся более обобщёнными, но усиливается рациональность построения композиции. Для картин на мифологические сюжеты Менгс часто заимствует композиционные решения из камей, мозаик, хранящихся в музеях Рима, открытых незадолго до того фрагментов живописи Геркуланума и Помпей («Персей и Андромеда», 1774–1777, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Поздние фрески, исполненные в Королевском дворце в Мадриде («Триумф Авроры», 1762–1764; «Апофеоз Геркулеса», 1762–1769 и 1775; «Апофеоз Траяна», 1774–1775) и в Зале папирусов Библиотеки Ватикана («Аллегория истории», 1772–1773), явились неудачной попыткой соединения барочной иллюзионистической перспективы и тенденций станковизма; искусственное живописное пространство дисгармонирует с архитектурой. Лучшие из работ Менгса (в том числе росписи Виллы Альбани) положили начало новой декоративной классицистической традиции в монументальной живописи, которая будет продолжена в начале 19 века.

Сестра Менгса – живописец Тереза Конкордия Менгс (1725–1806 или 1808).

Сочинения: Opere di A. R. Mengs, primo pittore del re cattolico Carlo III. Roma, 1787.

Литература: Honisch F. A. R. Mengs und die Bildform des Frühklassizismus. Recklinghaysen, 1965; Sutter M. Die kunsttheoretischen Begriffe des Malerphilosophen A. R. Mengs. Münch., 1968; Einem H. von. A. R. Mengs. Gött., 1973; Pelzel T. A. R. Mengs and Neoclassicism. N. Y., 1979; Cioffi Martinelli R. La ragione dell’arte: teoria e critica in A. R. Mengs e J. J. Winckelmann. Napoli, 1981; А. Р. Менгс. (Кат. выставки). Л., 1981; Федотова Е. Д. Менгс. М., 2003.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2012. Т.19 - 767 с., ил.

Менгс Антон Рафаэль (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 16. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1974. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1726-1790;

Художники по странам: немецкие

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru