Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Мане Эдуар

Мане ЭдуарМАНЕ (Manet) Эдуар (23.1.1832, Париж – 30.4.1883, там же), французский живописец и график. Сын чиновника Минестерства юстиции. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1850–1856) у Т. Кутюра. Посетил Бразилию (1848–1849, в качестве юнги), Италию (1857), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). В музеях (Лувр, Прадо и других) копировал картины европейских мастеров 16–17 веков (Джорджоне, Тициана, Рембрандта, Ф. Халса, Д. Веласкеса и других), испытал также влияние Ф. Гойи и Э. Делакруа (с его разрешения создал копии картины «Ладья Данте» – в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в Музее изящных искусств в Лионе).

Большое значение для формирования взглядов Мане на искусство имела его дружба (с 1858) с Ш. Бодлером. В работах Мане конца 1850 – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели. Герои Мане, найденные в толпе парижских бульваров, в саду Тюильри, среди завсегдатаев кафе,– поэты, актёры, художники, натурщицы, представляющие пёстрый мир богемы: «Любитель абсента» (1859, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген), «Музыка в Тюильри» (1862, Национальная галерея, Лондон), «Уличная певица» (1862, Музей изящных искусств, Бостон), «Лола из Валенсии» (1862), «Флейтист» (1866; оба – музей Орсе, Париж) и другие. Переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека. Так, тема картины «Завтрак на траве» (1863, музей Орсе, Париж) – изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа – навеяна луврским «Сельским концертом» Тициана, но приобретает у Мане особую эмоциональную напряжённость. Тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину «Олимпия» (1863, музей Орсе, Париж): изображая подчёркнуто земную парижанку, свою современницу, Мане иронически переосмысляет мифологизированные мотивы обнажённого тела в ренессансной живописи («Венера Урбинская» Тициана и других).

Живопись Мане на протяжении 1860-х годов постепенно освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего возникает некоторая плоскостность изображения; манера становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, живописная ткань всё чаще обогащается прозрачными рефлексами и валёрами. В 1860-е годы Мане обращается к эпизодам современной истории («Казнь императора Максимилиана», 1867–1868, Музей изящных искусств, Бостон; 1869, Кунстхалле, Мангейм); позднее, повторяя найденную композицию, откликается на события Парижской коммуны 1871 («Расстрел коммунаров», акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Однако его внимание к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворённости и внутренней значимости («Завтрак в мастерской», 1868, Новая галерея, Мюнхен; «Балкон», 1868–1869, музей Орсе, Париж), а также в близких к ним по общей установке портретах (портрет Э. Золя, 1868, музей Орсе, Париж). Обновляя бытовой жанр 19 века, Мане поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия.

Независимая позиция Мане привлекала к нему молодых художников. Он выставлялся в парижских Салонах (с 1861), однако принимал участие и в выставках «Салона отверженных» (с 1863); во время Всемирной выставки 1867 в Париже, в знак протеста против решения жюри исключить его работы из экспозиции французского искусства, организовал показ 50 своих картин в отдельном павильоне, рядом с выставкой; в этом же году Э. Золя опубликовал первый очерк о жизни и творчестве Мане. Предвосхитив своим искусством возникновение импрессионизма, Мане с конца 1860-х годов сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром) и с начала 1870-х годов переходит к пленэрной живописи. Ряд произведений Мане («Железная дорога», 1873, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Аржантёй», 1874, Музей изящных искусств, Турне; «В лодке», 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) несёт в себе черты этого метода: светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится всё более светлой, красочной; мазок – широким, свободным, передающим живое дыхание жизни; контуры теряют чёткость, как бы растворяясь в световоздушной среде, пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе всю картину целиком; иногда он работает вместе с К. Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет художника на природе («Клод Моне в своей лодке на Сене», 1874, Новая пинакотека, Мюнхен). В то же время Мане сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и отдаёт предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с его литературно-ассоциативной подосновой. Выбирая в жизни большого города наиболее характерные моменты, привлекающие не только своим живописным эффектом, но и психологическим содержанием, он возводит отдельное явление до ранга типического, раскрывает его комические, грустные или даже трагические стороны («Бал-маскарад в Опере», 1873, собрание Хавемейер, Нью-Йорк; «Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург). В последнее десятилетие жизни Мане много работал в области портрета, перенося в него основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, музей Орсе, Париж), пишет натюрморты («Букет сирени», 1883, Государственные музеи, Берлин, и другие) и пейзажи. В самом значительном из поздних произведений – картине «Бар в "Фоли-Бержер"» (1881–1882, Институт Курто, Лондон), посвящённой теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе,– Мане достигает полного единства замысла, изящно-остроумного композиционного решения (иллюзорный мир шумного бара, представленный в отражении в зеркале) и изощрённого живописного мастерства. Был также мастером рисунка (в том числе иллюстрации для поэмы «Ворон» Э. А. По в переводе Малларме), литографии и офорта. Награждён орденом Почётного легиона (1882).

Творчество Мане – одного из родоначальников европейского модернизма – обновило традиции французской живописи 2-й половины 19 века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.

Литература: Золя Э. Э. Мане. Л., 1935; Courthion P., Cailler P. Manet raconté par lui-même et par ses amis. N. Y., 1960; Э. Мане: Альбом / Сост. и авт. предисл. А. Барская. М., 1961; Э. Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников / Сост., вступ. ст. В. Н. Прокофьева. М., 1965; Venturi М., Orienti S. L’opera pittorica di E. Manet. Mil., [1967]; Harris J. C. E. Manet: graphic works: a definitive catalogue raisonné. N. Y., 1970; Rouart D., Wildenstein D. E. Manet: catalogue raisonné. Lausanne, 1975. Vol. 1–2; Hanson A. C. Manet and the modern tradition. New Haven, 1977; Richardson J. E. Manet: paintings and drawings. L., 1982; E. Manet. [Cat.]. N. Y., 1983; Чегодаев А. Д. Э. Манэ. М., 1985; Adler K. Manet. Oxf., 1986; Перрюшо А. Жизнь Мане. М., 1988; он же. Э. Мане. М., 2000; Прокофьева М. Н. Э. Мане: [Альбом]. 2-е изд. М., 1988; Cachin F. Manet. N. Y., 1995; Байрамова Л. Э. Мане. М., 2007.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2011. Т.18 - 767 с., ил.

Эдуар Мане (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: французские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru