|
Майоль Аристид (БСЭ)
Майоль (Maillol) Аристид Жозеф Бонавентюр (8.12.1861, Баньюльс-сюр-Мер Восточные Пиренеи,– 27.9.1944, там же), французский скульптор. Учился живописи в Школе изящных искусств в Париже (1882–1886). Испытал влияние П. Э. А. Гогена, был близок к группе «Наби»; в начале 1890-х годов выполнял эскизы для гобеленов и сам старался возродить их ручное производство.
Со 2-й половины 1890-х годов самостоятельно обратился к скульптуре, создавая вначале небольшие станковые произведения, отмеченные архаизацией и упрощенным декоративизмом в духе стиля «модерн».
В зрелый период творчества (с начала 1900-х годов), опираясь на древнегреческое наследие и вместе с тем сохраняя современную жизненную конкретность образов, Майоль стремился к обобщенности и архитектонической ясности объемно-пластических масс, добивался величавой гармонии мощных, иногда грузных форм и плавности линий силуэта («Ночь», 1902-1909; «Желание», 1905-1908; «Венера с ожерельем», 1930). Изображая главным образом обнаженную женскую фигуру (мрамор, камень, бронза), воплощая в ней свой идеал прекрасного человека, Майоль в то же время передавал или ощущение созерцательного покоя (вызывающее мысль о глубинной связи эпох «Средиземноморье», 1902-1905), или динамичное начало (символизирующая героический характер нации фигура «Иль-де-Франс», 1920-1925). Подолгу работая над каждым произведением, Майоль стремился связать символическое содержание образов с современностью, а их художественное решение с окружающей средой (памятники павшим в 1-ю мировую войну, монументы в честь выдающихся людей конца 19 века). Могучая женская фигура «Скованное действие» (бронза, 1906, Национальные музей современного искусства, Париж) раскрывает пафос жизни Л. О. Бланки, отданной борьбе; нимфа с лавровой ветвью, выражающая идею гармонии (1912-1925), олицетворяет цель исканий П. Сезанна.
В произведениях, имеющих декоративный характер («Помона»; «Река», 1939-1943), важную роль играет чувственное начало, выявление единства человека и природы.
Майоль известен как мастер мелкой пластики и рисовальщик (эскизы скульптур и оригинальные рисунки); занимался также гравюрой и литографией. Его гуманистическое и реалистическое по своей сути искусство оказало большое влияние на множество крупных скульпторов 20 века.
Литература: Терновец Б., Майоль, М., 1935; Чегодаев А., Аристид Майоль, «Искусство», 1962, № 1; Claudel J., A. Maiollol, sa vie, son oeuvre, ses idees, P., 1937; Rewald J., The wood-cuts of A. Maillol, N. Y., 1943; George W., A. Maillol, Neuchatel, 1964.
По материалам: К. Г. Богемская. Большая Советская энциклопедия. Том 15. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1974. Главный редактор А. М. Прохоров.
На страницу скульптора: Майоль Аристид (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1856-1870;
Художники по странам: французские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|