Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Леонардо да Винчи

Леонардо да ВинчиЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Анкиано, близ Винчи, Тоскана – 2.5.1519, замок Кло-Люсе, Амбуаз, Франция), итальянский живописец, график, скульптор, писатель, учёный и изобретатель.

Леонардо да Винчи был незаконнорождённым сыном нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катарины; сведения о его жизни до начала 1470-х годов крайне скудны; в 1469 он переехал с отцом во Флоренцию. Становление Леонардо да Винчи как художника происходило в мастерской А. дель Верроккьо, где он провёл большую часть 1-го флорентийского периода (1472 – около 1482). Верроккьо помог молодому ученику развить его аналитические способности и послужил для него образцом универсализма, ставшего в дальнейшем отличительной чертой творчества Леонардо да Винчи. В числе других ассистентов Верроккьо художник принимал участие в работе над алтарным образом «Крещение Христа» [конец 1460-х годов (?) – около 1476, галерея Уффици, Флоренция], в котором Дж. Вазари приписывает ему фигуру левого ангела и частично пейзаж.

В ранних работах Леонардо да Винчи намечаются характерные черты его творч. метода, прежде всего преимущественный интерес к стадии разработки замысла, вследствие чего многие его произведения оставались незаконченными. «Поклонение волхвов» для церкви Сан-Донато-а-Скопето было не завершено, заказ передан Филиппино Липпи (1481–1482, начатая Леонардо да Винчи работа – в галерее Уффици). На стадии перехода от рисунка к живописи был оставлен и «Святой Иероним» (около 1481–1482, Пинакотека, Ватикан). В целом работы этого времени отмечены стилистикой кватроченто и несут на себе следы влияния учителя: «Мадонна с Младенцем» (около 1474–1476, Старая пинакотека, Мюнхен), «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»; 1470-е годы), «Мадонна Литта» (около 1480–1485, обе – Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Портрет Джиневры деи Бенчи» (около 1476, Национальная галерея искусств, Вашингтон) и приписываемое Леонардо да Винчи «Благовещение» (1473, галерея Уффици). В них заметен преобладающий интерес к скульптурному объёму, к световым эффектам, к эмоциональным характеристикам персонажей. В период пребывания в мастерской Верроккьо Леонардо да Винчи занимался скульптурой и, подобно другим ученикам мастера, создавал терракотовые рельефы и бюсты, однако безусловно принадлежащих ему скульптурных работ не сохранилось.

Уже в этот период рисунок становится для Леонардо да Винчи универсальным инструментом как в художественной, так и в научной сфере. Леонардо да Винчи – первый мастер, в чьём творчестве рисунок (прежде имевший в основном вспомогательное значение) занял ключевое место, заметно потеснив другие виды изобразительного искусства. Дошедшие листы демонстрируют как совершенство владения различными техниками рисунка, так и разнообразие способов его использования. Наряду с подготовительными этюдами («Этюд драпировки», около 1477, Национальная галерея, Рим; «Наброски профилей», Королевская библиотека, Виндзор) и эскизами для живописных произведений (эскиз заднего плана «Поклонения волхвов», 1481, галерея Уффици), Леонардо да Винчи создаёт автономные рисунки: «Портрет воина в фантастических доспехах» (между 1478 и 1480, Британский музей, Лондон), где посредством серебряного карандаша с ювелирной точностью воссоздаёт множество мелких деталей; «Тосканский пейзаж» (1473, галерея Уффици) – первый натурный пейзажный рисунок в европейском искусстве.

Поступление Леонардо да Винчи на службу к миланскому герцогу Лодовико Сфорца открывает 1-й миланский период его творчества (около 1482–1499). В письме к герцогу Леонардо да Винчи описывает разнообразие своих возможностей, делая акцент на способностях военного инженера. При дворе он выступал устроителем и оформителем празднеств, создавал эскизы костюмов для турниров. По описаниям современников и рисункам Леонардо да Винчи известны механизмы и декорации для представлений «Рай» (1490) и «Даная» (1496). Архитектурные и инженерные идеи Леонардо да Винчи нашли отражение в его рисунках: проекты фонаря над средокрестием миланского собора, проект идеального устройства города Виджевано с подземной канализацией и другие. Существенный вклад в развитие проблемы центрально-купольного сооружения внесли его эскизы центрических церквей (Библиотека Института Франции, Париж; Национальная библиотека, Мадрид). Научные знания были необходимы и для разработки проекта конного монумента Франческо Сфорца (1490), который был доведён до стадии полномасштабной глиняной модели, продемонстрированной в 1494 на бракосочетании Бьянки Марии Сфорца и императора Максимилиана I Габсбурга. О разрушенной модели можно судить по рисункам, оставленным Леонардо да Винчи описаниям предполагаемой технологии отливки и бронзовой статуэтке, созданной по модели художника (Музей изобразительных искусств, Будапешт).

В живописных произведениях этого периода закладываются основы стиля Высокого Возрождения. В этом отношении особенно важна «Мадонна в скалах» («Мадонна в гроте», 1483–1486, Лувр), заказанная братством Непорочного Зачатия как центральная часть полиптиха для капеллы в церкви Сан-Франческо-Гранде (между 1495 и 1508 Леонардо да Винчи исполнил повторение этой картины – Национальная галерея, Лондон): пирамидальная композиция, в которую вписаны фигуры, подчёркнута взаимодействием жестов и взглядов; тональный строй, созданный посредством сфумато, преобладает над колористическим; ландшафты написаны на основе геологических и ботанических зарисовок художника.

Во фреске «Тайная вечеря» в рефектории миланского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1495–1497) Леонардо да Винчи, тщательно разрабатывая позы, жесты и выражения лиц персонажей, добивается театрализованного драматизма всей сцены, вписанной в математически рассчитанное перспективное пространство, точка схода которого является одновременно точкой схода реального пространства трапезной. Эксперименты художника по применению масляной живописи в стенописи обусловили плохое состояние фрески уже во время её создания; впоследствии роспись сильно пострадала при обстреле Милана наполеоновскими войсками.

Участие Леонардо да Винчи в работе всё больше ограничивается созданием замысла (в многочисленных подготовительных рисунках сангиной и итальянским карандашом он разрабатывал образы отдельных персонажей и схемы их взаимодействия), живописное осуществление которого во многом препоручалось помощникам. В это время научные изыскания Леонардо да Винчи начинают всё сильнее влиять на характер его художественных произведений. Оптика, ботаника, геология, геометрия, анатомия, которые изучал мастер, находят прямое отражение в его живописных работах. Зала делле-Ассе в миланском Кастелло-Сфорцеско была расписана (1498) в виде перголы, образованной переплетёнными ветвями деревьев: стволы, кроны и почва, из которой они произрастают, написаны с научной достоверностью. В то же время его исследовательские рисунки всегда отличаются высочайшим художественным качеством («Сборка пушки», около 1487; зарисовки растений и скал, рисунок черепа и многое другое; все – Королевская библиотека, Виндзор). Об интересе Леонардо да Винчи к передаче человеческих эмоций и состояния души свидетельствуют физиогномические штудии, в том числе карикатуры (лист из Галереи Академии, Венеция, 1490-е годы). Созданные им портреты («Дама с горностаем» – портрет Чечилии Галлерани, около 1490–1491, Национальный музей, Краков; «Музыкант» и «Женский портрет в профиль», оба – Библиотека Амброзиана, Милан) также отличает более пристальное, чем в предшествующей традиции, внимание к характеристикам моделей.

В 1499 Леонардо да Винчи покинул Милан и, после краткого пребывания в Мантуе (где был создан рисованный портрет Изабеллы Д’Эсте, Лувр) и Венеции, в апреле 1500 вернулся во Флоренцию. Ключевым для 2-го флорентийского периода (1500 – середина 1508) стал заказ на сцену «Битва при Ангиари» (1504–1505) для Зала Большого совета в Палаццо делла-Синьория (Палаццо Веккьо; на противоположной стене должна была размещаться «Битва при Кашине» Микеланджело). Оба мастера исполнили картоны, ныне утраченные. Центральная сцена картона Леонардо да Винчи («Битва за знамя») известна по копиям (наиболее эффектная из них принадлежит П. П. Рубенсу, 1603, Лувр) и подготовительным рисункам («Голова кричащего человека», Музей изобразительных искусств, Будапешт), которые демонстрируют натуралистически переданную экспрессию. Незавершённая роспись, испорченная неудачной техникой, была разрушена (или скрыта) позднейшими записями (1560). Вторым монументальным рисунком этого периода является картон «Мадонна с Младенцем, св. Анной и маленьким Иоанном Крестителем» (около 1499–1500 или около 1508, Национальная галерея, Лондон). Выполненный углём и чёрным мелом, он отличается живописностью и завершённостью самостоятельного произведения. В самой знаменитой из своих работ – «Портрете Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо» («Мона Лиза», или «Джоконда», между 1503 и 1506, Лувр) Леонардо да Винчи перерабатывает известную как в нидерландском, так и в итальянском искусстве схему поясного портрета в трёхчетвертном развороте, в архитектурном окружении на фоне пейзажа, наделив её ранее не встречавшейся монументальностью, эмоциональной связью между пейзажем и человеком и придав модели неуловимое выражение лица (знаменитая «улыбка Джоконды»), отражающее изменчивость её душевного состояния.

Находясь с 1502 на службе Чезаре Борджиа в качестве архитектора и инженера, Леонардо да Винчи посетил Урбино и другие города Средней Италии, создавая географические карты («Карта Имолы», около 1502, «Вид Ареццо и долины Кьяна с высоты птичьего полёта», 1502, обе – Королевская библиотека, Виндзор). Во Флоренции Леонардо да Винчи создал также ряд утраченных впоследствии живописных произведений, известных по его рисункам и повторениям других художников: «Мадонна с веретеном», «Леда и лебедь», «Благовествующий Ангел».

2-й миланский период (середина 1508–1513) Леонардо да Винчи провёл на службе у французского правителя города Шарля д’Амбуаза, по заказам которого занимался оформлением театрализованных действ, создал ряд архитектурных проектов (дворец д’Амбуаза, известный по многочисленным рисункам и описаниям самого Леонардо да Винчи), а также проект конного памятника Джан Джакомо Тривульцио (серия перовых рисунков, Королевская библиотека, Виндзор). Живописные работы этого времени («Св. Иоанн Креститель», около 1509, «Мадонна с Младенцем, св. Анной и агнцем», около 1515, обе – Лувр) своими мягкими контурами, преувеличенным сфумато и характерными выражениями лиц предвосхищают приёмы маньеризма.

После двухлетнего пребывания в Риме Леонардо да Винчи по приглашению французского короля Франциска I между августом 1516 и маем 1517 отбыл во Францию. Несмотря на то, что в последние годы жизни мастер работал мало, его произведения оказали существенное влияние на французское искусство: неосуществлённый проект королевской виллы в Роморантене, задуманной как идеальный город с геометрически правильной планировкой,– на развитие архитектуры, а привезённые из Италии его картины – на французскую живопись. Наиболее значительными из поздних работ Леонардо да Винчи представляются рисунки природных катаклизмов (Королевская библиотека, Виндзор).

В Милане вокруг Леонардо сложился широкий круг последователей и подражателей: А. Соларио, Б. Луини, М. д’Оджоне, Дж. А. Больтраффио, Дж. Амброджо де Предис, Чезаре да Сесто, Ф. Мельци, Дж. Дж. Капротти, впоследствии получившие название «леонардесков». В разное время и по-разному сотрудничавшие с мастером, они распространяли его живописные и графические идеи. Леонардо да Винчи, один из основоположников стиля Высокого Возрождения, оказался в числе наиболее влиятельных художников в истории искусства. Его многогранная личность, соединяющая в себе черты учёного и художника, стала символом культуры Возрождения.

Объём рукописного наследия Леонардо да Винчи, полностью опубликованного лишь в 19 веке (около 7 тысяч листов в записных книжках, получивших название «кодексы»: «Атлантический», «Тривульциев», «Арундельский», «Фостеровский», «Хаммеровский», «Мадридский» и другие), значительно превосходит объём его живописных и графических работ. Для рукописей Леонардо да Винчи характерны калейдоскопичность, неожиданная смена тем и регистров; эскизность, неоконченность. В составе рукописей выделяется несколько собственно литературных сочинений: басни, фацеции и пророчества, а также «Бестиарий» (условное название). Пророчества Леонардо да Винчи чрезвычайно разнородны и часто представляют собой попросту загадки. Басня становится у Леонардо да Винчи способом постижения законов природы и их использования для оптимальной организации человеческого бытия. «Бестиарий» (скорее всего, он должен был служить подготовительным материалом для рисунков Леонардо да Винчи, а также «Дамы с горностаем») перекликается с широко распространённым в культуре Возрождения жанром книги эмблем (вполне полноценные эмблемы, сочетающие энигматический рисунок с лаконичным текстом, встречаются в различных рукописях Леонардо да Винчи). Источниками «Бестиария» послужили анонимный трактат «Цвет добродетели», поэма «L’Acerba» Чекко д’Асколи, «Сокровище» Брунетто Латини, «Естественная история» Плиния Старшего в переводе Кристофоро Ландино (1476), а также очень популярная в эпоху Возрождения «Иероглифика» Гораполлона (опубликована в 1505).

Для многих фрагментов Леонардо да Винчи, включая знаменитый, уникальный по своей ритмической организации реестр из 64 терминов, относящихся к движению воды, характерно сочетание поэтичности с инженерной и научной точностью. К наиболее поэтичным фрагментам Леонардо да Винчи относится также фрагмент о буре, где возникает и мотив Пещеры, перекликающийся с известным образом Платона, но трактованный на новый лад, как символ загадочной и в то же время бесконечно притягательной Природы.

В записках Леонардо да Винчи рассеяны многочисленные рассуждения о живописи и других изобразительных искусствах. После смерти художника они были объединены (предположительно Ф. Мельци) в «Трактат о живописи», состоящий из тематических разделов, посвящённых так называемому спору искусств (сравнению живописи со скульптурой, музыкой и поэзией), проблемам перспективы, светотени и цвета, изображению человека и природы, обучению живописца и другим.

Как учёный и изобретатель Леонардо да Винчи признавал единственным критерием истины опыт; он противопоставлял «книжной учёности» основанное на эксперименте естествознание. Интересы Леонардо-учёного охватывали математику, механику, гидравлику, анатомию и физиологию человека и животных, ботанику, геологию и другие. «Раем» математических наук он называл механику и широко пользовался математическим аппаратом в экспериментально-исследовательской деятельности (работы по определению коэффициента трения и скольжения, центров тяжести фигур и тел, по законам рычага и дргие). В области гидравлики Леонардо да Винчи впервые описал равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, вплотную приблизившись к открытому только в 17 веке закону Паскаля. В заметках Леонардо да Винчи содержатся попытки объяснения природы бинокулярного зрения как условия объёмного восприятия пространства. На протяжении всей жизни Леонардо да Винчи занимался анатомией человека и животных. Он обобщил результаты своих анатомических исследований в серии детализированных рисунков, заложив основы современной научной иллюстрации; впервые описал ряд костей и нервов; занимался вопросами эмбриологии и сравнительной анатомии. Первым исследовал законы филлотаксии (о расположении листьев на стебле растений), гелиотропизма и геотропизма (соответственно о влиянии солнца и гравитации на растения), предложил способ определения возраста деревьев по годичным кольцам. Интересны его работы в области геологии: он описал осадочные породы и объяснил происхождение морских отложений в горах Италии.

Изобретения и конструктивные догадки Леонардо да Винчи намного опередили эпоху. Единственным изобретением, получившим признание при его жизни, был колесцовый замок для пистолета – устройство для воспламенения порохового заряда (применялся до 19 века). Уникальны исследования Леонардо да Винчи в области конструирования летательных аппаратов. В результате тщательного изучения полёта и планирования птиц, строения их крыльев он создал модель так называемого орнитоптера – летательного аппарата с машущими крыльями. В его записках есть схема летательного аппарата с воздушным винтом – прототип современного вертолёта. Поскольку попытки Леонардо да Винчи воспроизвести крыло, созданное природой, не привели к успеху, он разработал конструкцию планёра – предтечу дельтаплана (воссоздан по чертежам в 2002 в Великобритании, совершил испытательный полёт). В 1483 Леонардо да Винчи сделал чертёж пирамидального парашюта (испытан в 2000 английским парашютистом А. Николасом в прыжке с высоты 3000 м). В Кодексах Леонардо да Винчи есть проекты водолазного костюма, спасательного круга, перепончатых перчаток (прототип ласт), велосипеда, металличесой повозки для перевозки солдат (прототип танка), катапульты, прожектора, лёгких переносных мостов для армии, вращающегося подъёмного крана, различных станков (для изготовления иголок, верёвок, зеркал), дистиллятора с водяным охлаждением, механического одометра (устройства для измерения пройденного расстояния), машины для резки бумаги, гигрометра, воздушного вентилятора и других.

В 1502 Леонардо да Винчи по заказу османского султана Баязида II создал проект каменного моста с пролётом 240 м (общая длина 346 м, максимальная высота 40 м) через залив Золотой Рог. По замыслу автора, мостовое полотно должны были поддерживать 3 очень пологие арки, основания которых напоминали бы хвост летящей птицы. Проект казался настолько фантастическим (на то время самый большой пролёт имел мост через реку Адда в Треццо – 72 м с высотой 21 м), что султан не решился на его осуществление. Пешеходный мост (меньшего размера, с пролётом 100 м) по эскизам Леонардо да Винчи был построен в Норвегии в 2001 (архитектор В. Санн). В замке Кло-Люсе (Франция) ныне – музей, где хранятся модели различных изобретений, воссозданных по проектам Леонардо да Винчи.

Сочинения: Книга о живописи. М., 1934; Избранные произведения. М., 1935. [Т.] 1–2. М., 1995. Т. 1–2.

Литература: Müntz E. Léonard de Vinci: L’artiste, le penseur, le savant. P., 1899; Фрейд З. Леонардо да Винчи. М., 1912. Л., 1991; Леонардо да Винчи. [Сб. статей] / Под ред. А. Волынского. СПб., 1922; Seidlitz W. von. Leonardo da Vinci, der Wendepunkt der Renaissance. W.; Lpz., 1935; Айналов Д. В. Этюды о Леонардо да Винчи. Л.; М., 1939; Clark K. Leonardo da Vinci: an account of his development as an artist. Camb., 1939; Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1952; Heydenreich L. Leonardo da Vinci. N. Y., 1955. Vol. 1–2; Pedretti C. Studi vinciani. Gen., 1957; idem. Leonardo da Vinci: a study in chronology and style. L., 1973; idem. «Eccetera: perché la minestra si fredda?». Firenze, 1975; Sapegno N. Pagine di storia letteraria. Palermo, 1960; Leonardo’s legacy / Ed. C. D. O’Malley. Los Ang., 1969; The unknown Leonardo / Ed. L. Reti. L., 1974; Gould C. Leonardo: the artist and non-artist. L., 1975; Kemp M. Leonardo da Vinci: the marvellous works of nature and man. L., 1981; The complete paintings of Leonardo da Vinci / Ed. L. D. Ettlinger, A. Ottino della Chiesa. 2 ed. Harmondsworth, 1985; Bramly S. Léonard de Vinci. P., 1988; Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990; Guerrini M. Bibliotheca Leonardiana, 1493–1989. Mil., 1990; Turner A. R. Inventing Leonardo. N. Y., 1993; Spesso F. Leonardo da Vinci e l’ermetismo nel Rinascimento. Roma, 1996; Кустодиева Т. К. Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа. СПб., 1998; Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452–1519. М., 1998; Scarpati C. Leonardo scrittore. Mil., 2001; Leonardo on art and the artist / Ed. A. Chastel. 2nd ed. Mineola; N. Y., 2002; Marani P. Leonardo: catalogo completo. 2 ed. N. Y., 2003; Wasserman J. Leonardo da Vinci. 2nd ed. N. Y., 2003; Леонардо да Винчи и культура Возрождения / Отв. ред. Л. М. Брагина. М., 2004; Цельнер Ф. Леонардо да Винчи. М., 2004; Pedretti C., Cremante S. Leonardo da Vinci. [Mil.], 2005; Nicholl Ch. Leonardo da Vinci: The flights of the mind. L., 2005; Чекалов К. А. Леонардо да Винчи // История литературы Италии. М., 2007. Т. 2. Кн. 1; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. 2-е изд. М., 2008; Verga E. Bibliografia vinciana, 1493–1930. Bologna, 1931. Vol. 1–2.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2011. Т.17 - 782 с., ил.

Леонардо да Винчи (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1401-1500;

Художники по странам: итальянские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru