Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Левицкий Дмитрий ГригорьевичЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич [между 13(24).5 и 17(28).5.1735, Киев – 4(16).4.1822, Санкт-Петербург], российский живописец. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого; во время работы в Киеве над росписями Андреевского собора (1752–1755) познакомился с А. П. Антроповым. Переехав в Санкт-Петербург (около 1758), жил и учился у него; возможно, также брал уроки у Л. Ж. Ф. Лагрене, Дж. Валериани и Г. И. Козлова. В качестве подмастерья Антропова принимал участие в 1762 в оформлении в Москве торжеств по случаю коронации Екатерины II. В 1760-е годы писал иконы (для московских церквей).

Левицкий – крупнейший мастер русского парадного портрета; период расцвета его творчества приходится на 1770-е – начало 1780-х годов. В портрете архитектора А. Ф. Кокоринова (1769, Государственный Русский музей; за работу получил в 1770 звание академика петербуржской Академии Художеств) художник достигает эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и других портретах [откупщика Н. А. Сеземова, 1770, князя А. М. Голицына, 1772, П. А. Демидова, 1773; все – Государственная Третьяковская галерея] общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с чертами естественности и обыденности; психологическая наблюдательность, идущая от мастеров украинского портрета 17–18 веков и А. П. Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии из 7 парадных портретов «смолянок» (воспитанниц Смольного института), исполненной по заказу И. И. Бецкого (1772–1776, Государственный Русский музей), Левицкий создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. Художник раскрыл разнообразие характеров и живость чувств моделей; серия отличается изысканной декоративностью «рокайльного» колорита и плоскостностью пространственного решения, не нарушающего при этом рельефности фигур.

Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены камерные портреты Левицкого. Они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере (Д. Дидро, 1773–74, Музей искусства и истории, Женева; М. А. Дьякова, 1778, граф Я. Е. Сиверс, 1779, оба – Государственная Третьяковская галерея; писатель А. В. Храповицкий, 1781, Государственный Русский музей; архитектор Н. А. Львов, 1780-е годы, Государственный Русский музей и Государственная Третьяковская галерея). С начала 1780-х годов в творчестве Левицкого сказывается влияние классицизма; в портретах графини Урсулы Мнишек (1782, Государственная Третьяковская галерея), А. Д. Ланского (1780, Государственная Третьяковская галерея; 1782, Государственный Русский музей), «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия» (1783, Государственный Русский музей; варианты в других собраниях) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем из этих портретов (программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к которому Левицкий был близок.

Со 2-й половины 1780-х годов работы художника утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты дочери, Агаши Левицкой, середина 1780-х годов, Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей; В. И. и М. А. Митрофановых, 1790-е годы, Государственный Русский музей; Н. И. Новикова, 1797, Государственная Третьяковская галерея, и другие). Однако и в поздние годы Левицкий создаёт ряд высокохудожественных произведений, сближающихся с русским сентиментализмом (портреты дочерей графа А. И. Воронцова, конец 1780-х – начало 1790-х годов, Государственный Русский музей, и другие). После 1800 из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Руководил портретным классом в петербуржской Академии Художеств (1771–87); советник (с 1776) и член Совета (1780–87 и с 1807) Академии художеств; среди учеников – С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Е. Д. Камеженков.

Литература: Д. Г. Левицкий / Сост. С. П. Дягилев. СПб., 1902; Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий. М., 1964; Воронина Н. Левицкий. М., 1968; Валицкая А. П. Д. Г. Левицкий. Л., 1985; Д. Г. Левицкий: Сб. науч. трудов / Под ред. Г. Н. Голдовского. Л., 1987; Маркина Л. А. Д. Левицкий. М., 2001.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2011. Т.17 - 782 с., ил.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 14. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1973. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1726-1790;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru