Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Караваджо Микеланджело

Караваджо МикеланджелоКАРАВАДЖО (Caravaggio; настоящие имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) [29(?).9.1571, Милан, по другим сведениям, Караваджо – 18.7.1610, Порто-Эрколе], итальянский живописец. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. До начала 1590-х годов учился у миланского художника С. Петерцано; в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. Савольдо, А. Моретто, Дж. Романино, Л. Лотто). Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Чезари (Кавалер д’Арпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593–1594; «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим). Благодаря торговцу картинами маэстро Валентино, Караваджо познакомился с кардиналом Франческо Мария дель Монте, который стал покровителем мастера и ввёл его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595–1597, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595–1597, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598–1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595–1597, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю.

В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596–1597, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598–1599, Национальная галерея старого искусства, Рим). В его ранних религиозных произведениях поэтическая трактовка сюжета как наравственного примера («Св. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт; «Св. Екатерина Александрийская», около 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. Мария Магдалина», около 1596–1597, галерея Дориа-Памфили, Рим; «Экстаз св. Франциска», 1597–1598, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, США), как явленного божественного присутствия в мире («Отдых на пути в Египет», 1596–1597, галерея Дориа-Памфили, Рим) соединяется с полными драматизма сценами насилия и смерти («Юдифь», около 1598, Национальная галерея старого искусства, Рим; «Жертвоприношение Авраама», 1601–1602, галерея Уффици, Флоренция).

Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599–1600) в Риме. В сценах призвания и мученичества апостола Матфея Караваджо принципиально обновляет концепцию религиозной картины, в которой особую роль начинает играть свет, преображающий и драматизирующий евангельское событие. В «Призвании апостола Матфея» свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Завораживающая выразительность картин Караваджо строится на умении точно передать реальный мотив, при этом не сводя его к обыденности. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Святой Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. В окончательном варианте (1602–1603) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур.

В 1601 Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. В них, как и в цикле для капеллы Контарелли, нашло выражение новое религиозное мироощущение, характерное для времени Контрреформации: обыденная повседневность человеческого бытия преображается Божественным присутствием; искренняя вера бедняков и страждущих проявляется в благочестии, в чистоте народного милосердия. Каждое произведение Караваджо – это живой фрагмент реальности, изображённый с максимальной достоверностью и глубоко пережитый художником, который пытается осмыслить события христианской истории, понять их побудительные причины и претворить свои размышления в пластические формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике св. Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602–1603, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604–1605, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605–1608, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605–1606, галерея Боргезе). Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602–1604, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600–1603, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразительный лаконизм жестов при энергичной лепке пластических объёмов и насыщенности звучного колорита позволяют художнику добиваться небывалой глубины и искренности в передаче религиозного чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы.

Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. В 1606, во время игры в мяч, Караваджо в ссоре совершил убийство, после чего бежал из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский рыцарский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена художник был брошен в тюрьму, откуда бежал на остров Сицилия. Из-за преследований со стороны Мальтийского ордена, изгнавшего его из своих рядов, в 1610 решил вернуться в Рим, надеясь на помощь влиятельных покровителей, однако по дороге умер от лихорадки. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе в 1606–1607 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь); на Мальте в 1607–1608 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церкви Иоанна Крестителя, Валлетта); на Сицилии в 1609 – «Погребение св. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Напряжённый драматизм, присущий искусству художника, приобретает в его поздних работах характер эпической трагедии. Монументальные полотна, построенные на соотношении глухого, тёмного фона и крупных фигур первого плана, озарённых вспышками пульсирующего света, обладают необыкновенной силой эмоционального воздействия, вовлекают зрителя в изображённые события. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника.

Творчество Караваджо оказало большое влияние на современное ему искусство не только Италии, но и Европы в целом, затронув большинство работавших тогда художников.

Литература: Marangoni M. Il Caravaggio. Firenze, 1922; Знамеровская Т. П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955; Всеволожская С. Микеланджело да Караваджо. М., 1960; Rӧttgen H. Il Caravaggio: ricerche e interpretazioni. Romа, 1974; Микеланджело да Караваджо. Документы, воспоминания современников. М., 1975; Hibbard H. Caravaggio. L., 1983; Лонги Р. Караваджо // Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984; Caravaggio e il suo tempo. Cat. Napoli, 1985; Marini M. Caravaggio. Roma, 1987; Calvesi M. La realtà del Caravaggio. Torino, 1990; Cinotti M. Caravaggio: la vita e l’opera. Bergamo, 1991; Longhi R. Caravaggio. 3. Aufl. Dresden; Basel, 1993; Gash J. Caravaggio. N. Y., 1994; Бонсанти Дж. Караваджо. М., 1995; Свидерская М. И. Караваджо. Первый современный художник. СПб., 2001; Ламбер Ж. Караваджо. М., 2004; Caravaggio: Originale und Kopien im Spiegel der Forschung / Hrsg. von J. Harten. Stuttg., 2006.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2009. Т.13 - 783 с., ил.

Караваджо Микеланджело (БСЭ)

Статья. М. И. Свидерская. Большая Советская энциклопедия. Том 11. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1973. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: итальянские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru