Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Иванов Александр Андреевич

Иванов Александр АндреевичИВАНОВ Александр Андреевич [16(28).7.1806, Санкт-Петербург – 3(15).7.1858, там же], российский живописец, график. Сын живописца А. И. Иванова, брат архитектора С. А. Иванова (1822–1877). Учился в петербуржской Академии Художеств (1817–1828) у своего отца, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. Ранние картины на мифологические и библейские темы в стиле классицизма близки творчеству учителей Иванова (барельефное построение композиции, контурный рисунок, локальный цвет), но отличаются повышенной эмоциональностью («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», 1824, Государственная Третьяковская галерея; «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827, Государственный Русский музей; «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829, там же). В 1830 в качестве пенсионера Общества поощрения художеств отправился в Италию (через Австрию и Германию). В 1831–1858 жил в Риме, неоднократно посещая различные города и области Италии. В 1857 побывал в Лондоне, Париже, Брюсселе, городах Швейцарии и Германии.

В Италии Иванов изучал памятники античности, копировал произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Я. Тинторетто, Тициана и других. Иванов пользовался советами В. Камуччини и Б. Торвальдсена, сблизился с художниками-назарейцами П. фон Корнелиусом и особенно И. Ф. Овербеком, влияние которого отразилось на всём его последующем творчестве; знакомился с идеями современной немецкой философии (Ф. В. Шеллинг) и библеистики (Д. Ф. Штраус). Из деятелей отечественной культуры, наряду с художниками (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский и другие), Иванов общался с любомудрами (Н. М. Рожалин) и славянофилами (Ф. В. Чижов); встречался с А. И. Герценом, В. А. Жуковским, И. М. Сеченовым, И. С. Тургеневым, Н. М. Языковым; наиболее тесные отношения сложились у И. с Н. В. Гоголем (в 1841 исполнены два портрета писателя, Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей), оказавшим значительное воздействие на мировоззрение художника. В Риме Иванов вначале обращается к античному мифу («Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831–1834, Государственная Третьяковская галерея, не окончена), затем – к библейским сюжетам: выполнил картину «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1835, Государственный Русский музей), за которую получил звание академика исторической живописи петербуржской ААкадемии Художеств (1836).

В 1837 Иванов приступает к главному делу своей жизни – исполнению картины «Явление Христа народу» (1837–1857, Государственная Третьяковская галерея; первые эскизы – около 1833; малый вариант картины, одновременно служивший эскизом, 1836 – не ранее 1855, Государственный Русский музей). Этот сюжет, по мысли художника, знаменует начало духовного преображения человечества. На картине изображён берег Иордана, где Иоанн Креститель указывает на появившегося вдали Христа своим приверженцам, которые слушают его проповедь. В картине Иванова действующим лицом становится народ; все персонажи, по-разному реагирующие на появление Мессии, наделены яркой характерностью (драматургия сюжета подсказана фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»). Картина построена как фризовый горельеф; композиционным и смысловым центром её является фигура Христа.

Работа над картиной, затянувшаяся на два десятилетия, шла в направлении исторической, археологической, этнической и психологической конкретизации характеров и пейзажа, а также сопоставления их с традиционной иконографией. Стремясь к предельной достоверности, Иванов выработал своеобразный метод «сравнения и сличения», который считал единственно правильным: определив положение и роль персонажа в эскизе композиции, он ищет аналоги воплощения этого или подобного образа другими художниками, зарисовывая наиболее удачные решения; затем пишет натурщиков в соответствующей позе, часто сопоставляя их прямо на этюде с подобными античными статуями; наконец, сводит собранный материал в единый образ. Такой метод чрезвычайно удлинял и усложнял процесс исполнения произведения; столь же тщательно Иванов разрабатывал пейзаж, выверяя по натуре все его элементы, воздушную перспективу, изыскивая общий тон картины. Он писал этюды почвы, камней, деревьев, ветвей, отражения в воде, панорамы с морскими просторами и синеющими вдали горами («Неаполитанский залив у Кастелламаре», 1846, Государственная Третьяковская галерея), драпировки на траве в разных сочетаниях; одним из первых в мировой живописи изображал обнажённую модель на пленэре («Четыре нагих мальчика» и другие, все – 1840-е годы, Государственный Русский музей). Выдающийся мастер рисунка, Иванов наряду с академическими штудиями оставил множество альбомов и листов бытовых, портретных, пейзажных, анималистических зарисовок, эскизов, карандашных копий и набросков с произведений искусства; выполнил ряд акварелей бытового жанра («Жених, покупающий кольцо невесте», «Ave Maria», обе – 1839, Государственный Русский музей; «Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии», 1842, Государственная Третьяковская галерея, и другие).

В последнее десятилетие жизни Иванов разрабатывал новый грандиозный замысел, инспирированный несостоявшимся заказом росписей для храма Христа Спасителя в Москве,– особого здания, на стенах которого были бы размещены монументальные росписи, посвящённые жизни Христа, сопоставленные с «параллельными» сюжетами из Ветхого Завета и античной мифологии. В 1849–1858 Иванов создал для этих росписей свыше 200 так называемых Библейских эскизов, в которых обобщён его опыт исторического живописца, десятилетиями изучавшего историю и материальную культуру Древнего Востока, вдумчиво читавшего Библию и комментарии к ней, размышлявшего над историософскими вопросами. В Библейских эскизах, родственных по замыслу сериям назарейцев и отличающихся богатством и разнообразием композиционных решений, закладываются основы художественного языка монументального и станкового искусства рубежа 19–20 веков. Художник-мыслитель, Иванов оставил множество записей и обширную переписку, содержащие его мысли об искусстве. В записях он предсказывал «золотой век», который, по его мнению, наступит благодаря России, соединившей все достижения человечества с духовно преображёнными религией и искусством («Мысли, приходящие при чтении Библии», 1846–1847, и другие).

В мае 1858 Иванов привёз картину «Явление Христа народу» и материалы к ней в Санкт-Петербург, несмотря на то, что считал её неоконченной; картина была выставлена сначала в Зимнем дворце, потом в Академии Художеств (вместе с этюдами и эскизами). В России Иванов встречался и беседовал об искусстве с В. В. Стасовым, А. С. Хомяковым, Н. Г. Чернышевским. На картину появились отклики в прессе, в том числе отрицательные. Не дождавшись решения двора о покупке картины (на вырученные средства художник планировал совершить поездку на Ближний Восток и продолжить работу над Библейскими эскизами), Иванов скоропостижно скончался.

Творчество Иванова – одна из вершин русского искусства 19 века. Развиваясь в русле академического классицизма, Иванов преодолел его ограниченность, став одновременно и завершителем традиции, и её реформатором. Противоречивые искания художника, сочетавшего тяготение к монументальной форме с позитивистским вниманием к каждой детали, идеальность образов с конкретностью их воплощения, стремившегося синтезировать различные жанры в одном произведении, соединить классическое искусство с запросами современности, оказать радикальное этическое воздействие эстетическими средствами, получили дальнейшее развитие в отечественном и мировом искусстве, предвосхитив многие достижения в живописи 2-й половины 19 – 1-й половины 20 веков.

Литература: А. А. Иванов, его жизнь и переписка / Сост. М. П. Боткин. СПб., 1880; Романов Н. И. А. А. Иванов и значение его творчества. М., 1907; Зуммер В. М. О вере и храме А. Иванова. К., 1918; Алпатов М. В. А. А. Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956. Т. 1–2; Ракова М. М. А. Иванов. М., 1969; Загянская Г. А. Пейзажи А. Иванова. М., 1976; Алленов М. М. А. А. Иванов. М., 1980; А. Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / Сост. И. А. Виноградов. М., 2001; А. А. Иванов / Отв. ред. Л. И. Иовлева. М., 2006.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2008. Т.10 - 767 с., ил.

Иванов Александр Андреевич (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1791-1830;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru