Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Дюрер Альбрехт

Дюрер АльбрехтДЮРЕР (Dürer) Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг – 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Основоположник и крупнейший мастер немецкого Возрождения. Родился в семье нюрнбергских ювелиров, выходцев из Венгрии; сын и ученик Альбрехта Дюрера Старшего (1427–1502), брат живописца Ханса Дюрера [1490–1534 (?)]. Живописи и гравированию обучался в мастерской художника М. Вольгемута (1486–1490). Совершил путешествие по городам Верхнего Рейна (1490–1494). В 1490 в Кольмаре изучал графические и живописные работы М. Шонгауэра, которые оказали сильное влияние на его раннее творчество. По рекомендации братьев Шонгауэр Дюрер отправился в Базель (1492–1494), работал у известных книгопечатников И. Амербаха, Н. Кеслера и И. Бергмана, вошёл в круг ведущих гуманистов. После посещения Страсбурга вернулся в Нюрнберг (1494), женился и открыл собственную мастерскую. Нюрнберг, один из центров немецкого гуманизма, сыграл важную роль в развитии мировоззрения художника.

В раннем творчестве Дюрера центральное место занимала ксилография. Ещё в годы странствий он выполнил иллюстрации к произведениям «Охота и сокровище» (1491) и «Всемирная хроника» (1493), часть иллюстраций к «Большому изданию Теренция» (около 1492), «Книге, написанной в назидание дочерям» де ла Тур-Ландри (1493), «Кораблю дураков» С. Бранта (1494). Рисунок, к которому Дюрер обратился в 13 лет (автопортрет, 1484, Альбертина, Вена), также составляет значительную часть его художественного наследия (свыше 900). Дюрер работал практически во всех существовавших в то время техниках рисунка, который на протяжении всей жизни служил ему не только подготовительным материалом для гравюры и живописи (штудии драпировок, голов, рук, композиционные наброски), но и средством аналитического изучения физиогномики и характеров (портрет матери, 1514, Государственные музеи, Берлин), социальных типажей («Влюблённые крестьяне», Пинакотека Амброзиана, Милан), костюмов («Жительница Нюрнберга и венецианка», 1496–1497, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), пейзажа («Гавань Антверпена» (1520, Альбертина, и другие). Как живописец Дюрер начинал с портрета, уже в первых произведениях показав себя сложившимся художником (портреты Барбары Дюрер, Германский национальный музей, Нюрнберг, и отца, галерея Уффици, Флоренция, оба – 1490, и другие).

Интерес к античности и ренессансной культуре проявился уже в графике Дюрера раннего периода, где фигурируют мотивы, заимствованные из итальянских гравюр («Смерть Орфея», Кунстхалле, Гамбург). Притягательность итальянского искусства и страстное желание постигнуть законы пропорций и перспективы, а также колоризм, которые Дюрер считал «секретами» итальянских художников, побудили его совершить два путешествия в Венецию (1494–1495 и 1505–1507), вопреки традиции немецких художников 15 века учиться в Нидерландах.

Пейзажи, созданные Дюрером во время первого путешествия («Вид города Триент», Художественная галерея, Бремен; «Домик у пруда», Британский музей, Лондон; «Вид Инсбрука», Альбертина, и другие), – одни из первых самостоятельных пейзажей в европейском искусстве. В этих рисунках, выполненных акварелью (с добавлением гуаши), с их многоплановым пространством и передачей световоздушной среды, раскрылся живописный талант Дюрера, благодаря которому вспомогательная техника акварели приобрела самостоятельное значение. Акварельные рисунки принадлежат к числу наиболее выдающихся произведений Дюрера («Заяц», 1502; «Кусок дёрна», 1503, оба – Альбертина).

Под влиянием венецианских художников, рисования с натуры, копирования итальянских произведений, а также знакомства с рисунками Леонардо да Винчи черты ренессансного искусства проникают в творчество Дюрера. В его рисунках появляются штудии обнажённого тела («Женская баня», 1496, Кунстхалле, Бремен; «Аполлон с солнечным диском», около 1504, Британский музей, и другие). Одной из главных задач Дюрера становится поиск идеальных пропорций обнажённого тела; она находит разрешение в гравюре на меди (1504) и живописном диптихе «Адам и Ева» (около 1507, Прадо, Мадрид). В его портреты проникают гуманистические тенденции (портреты Фридриха Саксонского, 1496, Государственные музеи, Берлин; Элизабет Тухер, 1499, Художественное собрание, Кассель; Освальда Креля, около 1499, Старая пинакотека, Мюнхен). Преодолев скованность позднеготических портретов, Дюрер передаёт не только внешнее сходство, но и характер модели. Осознание художником себя как личности проявилось в большом числе автопортретов в творчестве Дюрера, благодаря которому этот жанр утвердился в европейском искусстве. В каждом из них Дюрер представляет себя в разных образах (с цветком чертополоха и надписью в верхней части картины – «Моя судьба предопределена свыше», 1493, Лувр, Париж; в образе аристократа, 1498, Прадо; в образе Христа, 1500, Старая пинакотека; рисунок «Автопортрет в обнажённом виде», около 1505, Художественное собрание, Веймар).

Подражая Джованни Беллини, Дюрер создаёт образ «Мадонна с младенцем» (около 1498, Национальная галерея искусств, Вашингтон). В алтарных композициях («Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден; «Алтарь Паумгартнеров», 1502–1504, Старая пинакотека; «Поклонение волхвов», 1504, галерея Уффици; «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага; «Алтарь Геллера», 1508–1509, Исторический музей, Франкфурт-на-Майне; «Поклонение Св. Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) Дюрер делает попытки объединить принципы искусства итальянского Возрождения и традиции рейнско-нидерландского искусства, в которых он был воспитан. Он широко пользовался итальянскими образцами, заимствуя отдельные темы («Святое собеседование»), мотивы (фоны с античными руинами) и приёмы (перспективное построение, объёмность фигур), которые приходят в противоречие с такими северными чертами, как графизм, экспрессия и резкость цвета.

Всеевропейское признание Дюреру принесли серии гравюр «Апокалипсис» (15 листов необычно крупного формата, ксилография, 1498), «Большие Страсти Христовы» (ксилография, 1498–1510), «Жизнь Марии» (около 1502–1505, композиции построены по образцу итальянских), а также «Страсти Христовы» (1508–1512, резцовая гравюра), две серии «Малые Страсти Христовы» (1507–1513, на меди, и 1509–1511, ксилография). Благодаря смысловой глубине и многозначности, монументальности образов и усложнению художественного языка Дюрер вывел на новый уровень искусство гравюры, превратив её в один из ведущих видов немецкого искусства. «Большие Страсти Христовы», изданные в виде отдедльной книги, положили начало новому её типу, где основным элементом были изображения, сопровождаемые текстом. В гравюре Дюрер опирался главным образом на позднеготические немецкие традиции (экспрессивность образов, напряжённость ломаных линий), но обогатил их глубоким пространством, пейзажем, основанным на натурных штудиях. Бытовые детали и подробность повествования объединяются у него с напряжённым драматизмом. Важнейшими в наследии Дюрера являются задуманные как единый цикл три «мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия» (обе – 1514), виртуозно исполненные в технике резцовой гравюры. Их техническое новшество состоит в наполнении белого фона тонкими светотеневыми градациями, соединении линейной экспрессии и тональных контрастов, а содержательное – в глубоком философском подтексте. В эти годы Дюрер экспериментирует также с техниками офорта и сухой иглы. Рисунки и гравюры Дюрера широко копировались по всей Европе.

В 1512–1519 Дюрер работал по заказам императора Максимилиана I Габсбурга. Вместе с другими немецкими художниками он участвовал в создании ксилографии «Арка Максимилиана» (1515–1517, Германский национальный музей, Нюрнберг), отпечатанной на 192 листах, а также создал портрет императора (1519, Художественно-исторический музей, Вена). В 1520–1521 Дюрер совершил путешествие в Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге и другие) для получения мандата на имперское жалованье у Карла V, где познакомился с Эразмом Роттердамским. После этой поездки в творчестве Дюрера преобладали портреты. Он выполнил серию погрудных портретов – живописных (Бернарда фон Резена, 1521, Картинная галерея, Дрезден; «Портрет мужчины в шляпе», 1521, Прадо; Иеронима Хольцшуэра, 1526, Государственные музеи, Берлин), рисованных (Луки Лейденского, 1521, Британский музей; Себастьяна Бранта, 1520, Государственные музеи, Берлин) и гравированных (В. Пиркхаймера, 1524; Ф. Меланхтона, 1526; Эразма Роттердамского, 1526), в которых ярко проявилась духовная жизнь и характеры портретируемых. Своё последнее живописное произведение – большой диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека) – Дюрер создал для Нюрнбергской ратуши. Титанические фигуры апостолов с их мощной пластикой тел и драпировок и подчёркнуто экспрессивной физиогномикой олицетворяют собой четыре характера-темперамента и отражают гуманистический идеал независимой мысли.

Многосторонность устремлений Дюрера проявилась в последние годы его жизни в теоретических трудах; среди них – «Руководство к измерению циркулем и линейкой» («Underweysung der Messung, mit dem Zirckel und Richtscheyt in Linien, Ebenen und gantzen Corporen», 1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» («Etliche Underricht, zu Befestigung der Stett, Schloß und Flecken», 1527), «Четыре книги о пропорциях человека» («Hierinn sind begriffen vier Bü cher von menschlicher Proportion», 1528). В творчестве Дюрера гуманистические идеи нашли столь же полное выражение, как и в искусстве итальянских мастеров. Искусство Дюрера, его личность и теоретические работы сделали его одним из наиболее влиятельных художников Северного Возрождения, чьё воздействие ощутимо не только в творчестве всех крупных немецких мастеров 1-й половины 16 века, но и некоторых итальянских художников; свидетельством авторитета Дюрера может служить его изображение (в свите папы Юлия II) в ватиканской фреске Станцы д’Элиодоро Рафаэля (1512–1514).

Сочинения: Schriftlicher Nachlaß. B., 1956–1969. Bd 1–3; The writings. L., 1958.

Литература: Flechsig Е. A. Dürer. В., 1928–1931. Bd 1–2; Panofsky E. A. Dürer. L.; Princeton, 1945. Vol. 1–2; Waetzold W. Dürer und seine Zeit. Kӧln, 1953; Winkler F. A. Dürer. Leben und Werk. B., 1957; Нессельштраус Ц. Г. А. Дюрер. Л.; М., 1961; Гершензон-Чегодаева Н. А. Дюрер. М., 1964; Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972; Anzelewsky F. Dürer. His art and life. L., 1982; Hutchison J. C. A. Dürer. A biography. Princeton, 1990; Rebel E. A. Dürer. Maler und Humanist. Münch., 1996; Selz J. A. Dürer. Le peintre, le graveur et le théoreticien. [P.], 1996; Dürer and his culture / Ed. D. Eichberger, C. Zika. Camb.; N. Y., 1999; Eichler A.-F. A. Dürer. Kӧln, 1999; Wӧlfflin Н. Die Kunst A. Dürers. 10. Aufl. Münch., 2000; Eberlein J. K. A. Dürer. Reinbeck, 2003.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2007. Т.9 - 767 с., ил.

Дюрер Альбрехт (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1401-1500;

Художники по странам: немецкие

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru