Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Гоген Поль

Гоген ПольГОГЕН (Gauguin) Поль (Поль Эжен Анри) (7.6.1848, Париж – 8.5.1903, Атуона, остров Хива-Оа, Маркизские острова), французский живописец, скульптор, график. Сын французского журналиста и перуанки из аристократического рода, воспитывался в семье матери и своего дяди в Лиме. Экзотическая природа, яркий местный колорит запечатлелись в памяти художника как образ рая, который он пытался воссоздать в своём творчестве. С 1855 Гоген жил в Орлеане; в 1865–1871 в качестве моряка плавал на торговых судах, курсирующих между Европой и Южной Америкой. В 1871–1882 был банковским служащим; начал коллекционировать живопись и самостоятельно писать картины («Вид Сены у Иенского моста», 1875, Музей Орсе, Париж), изучал различные техники скульптуры у Ж. Э. Буйо. В 1880–1886 принимал участие в выставках импрессионистов. Бросив службу, целиком посвятил себя живописи.

Один из ведущих мастеров постимпрессионизма, Гоген в конце 1880-х годов возглавил понт-авенскую школу в Бретани – группу молодых художников, искавших новые пути в искусстве и считавших, что жизнь среди простых людей, не затронутых современной цивилизацией, откроет им некие вечные истины бытия. Гоген и его последователи стремились к обобщению и упрощению формы, заполняя холст крупными цветовыми массами и заключая их в чёткий контур, как в перегородчатой эмали. Для Гогена внешний облик объекта – лишь оболочка, скрывающая сокровенный смысл явления, его тайную сущность, в которую должен проникнуть художник. Творческие принципы сближают Гогена с символистами, хотя сам художник пользовался термином «синтетизм» («Видение после проповеди. Борьба Иакова с ангелом», 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; «Арлезианка», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Жёлтый Христос», 1889, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). Помимо Понт-Авена, Гоген работал в Панаме, на Мартинике (1887), в Арле (вместе с В. Ван Гогом, октябрь – декабрь 1888) и Париже; занимался также керамикой, литографией, ксилографией и офортом (портрет С. Малларме, 1891).

В надежде осуществить мечту о «золотом веке», об идеальной жизни в гармонии с природой и людьми, Гоген в 1891 уехал на остров Таити. Созданные здесь полотна, насыщенные яркими красками и солнцем, подобны декоративным панно: «А, ты ревнуешь?» (1892, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва), «Таитянские пасторали» (1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Жена короля» (1896), «Сбор плодов» (1899, оба – в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва), «И золото их тел» (1901, Музей Орсе, Париж) и другие. Нередко его картинам присущ мистико-символический характер («Дух мёртвых не дремлет», 1892, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). Перед неудачной попыткой самоубийства Гоген создал монументальную программную картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (название – цитата из Б. Паскаля; 1897, Музей изящных искусств, Бостон). На Таити Гоген занимался и резьбой по дереву; в его скульптуре ощутимы влияния островной пластики, стилизация под примитив («Идол с раковиной», 1893; рельефы, украшавшие дом Гогена, 1902; все – в Музее Орсе, Париж). Жизнь на тропических островах была далека от райской идиллии, о которой грезил художник. После недолгого пребывания во Франции (1893–1895) Гоген вернулся на Таити, в 1901 переехал на Маркизские острова, где умер от проказы. Творчество Гогена оказало значительное влияние на творчество группы «Наби», мастеров французского фовизма, немецкого экспрессионизма, Э. Мунка, Ф. Ходлера, П. Пикассо, Н. С. Гончарову и других художников начала 20 века.

Сочинения: Ноа-ноа. Путешествие на Таити. 2-е изд. М., 1918; Lettres à sa femme et à ses amis. P., 1946. P., 1992.

Литература: Gauguin. Sa vie, son oeuvre. Réunion de textes, d’études, de documents. P., 1958; Wildenstein G. P. Gauguin. (Cat.). P., 1964. Vol. 1; Кантор-Гуковская А. С. П. Гоген. Жизнь и творчество. Л.; М., 1965; Даниэльсон Б. Гоген в Полинезии. 2-е изд. М., 1973; Hoog M. P. Gauguin, vie et œuvre. P., 1987; Morgan E., Joachim H., Kornfeld E. P. Gauguin. Bern, 1988; The art of P. Gauguin. (Cat.). Wash., 1988; Кочик О. Мир Гогена. М., 1991; Перрюшо А. П. Гоген. М., 1995; Thomson B. Gauguin. P., 1995; Крючкова В. А. П. Гоген. М., 2006.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2007. Т.7 - 767 с., ил.

Гоген Поль (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 6. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: французские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru