Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Гейнсборо Томас

Гейнсборо ТомасГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14.5.1727, Садбери, графство Суффолк – 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Родился в семье торговца сукном. Около 1740 приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю. Ф. Гравло и других), изучал европейскую живопись 17–18 веков в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи). Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист [«Корнардский лес» («Лес Гейнсборо»), около 1748, Национальная галерея, Лондон]. Его ранние портреты отличаются наивным поэтическим очарованием, в них значительная роль отведена пейзажу. Они исполнены в Садбери (1748–1751) и Ипсуиче (1752 – около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748–1749, Национальная галерея, Лондон; Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж); с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон, и другие). Внутренняя светоносность колорита становится отныне одной из главных особенностей живописи Гейнсборо.

В 1759–1773 Гейнсборо работал в Бате, где круг его заказчиков составили английская знать, актёры и музыканты. Новые персонажи требовали большей репрезентативности; в портретах ощутимо влияние А. ван Дейка (портрет Дж. Баттола, или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати; графиня Мэри Хау, 1763–1764, Кенвуд-хаус, Лондон).

В 1774 художник переехал в Лондон. Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775–1777, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785–1787, Национальная галерея, Вашингтон); автопортрет (1787, Королевская Академия художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты [«Утренняя прогулка» (У. Халлетт с женой), 1785, Национальная галерея, Лондон]. Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783–1785, Национальная галерея, Лондон). Излюбленные художником холодные тона, оттенённые мягкими перламутровыми переливами красок, придают особую поэтичность сельским пейзажам Гейнсборо, в которых заметно влияние позднего П. П. Рубенса. Его пейзажи – своего рода вариации на темы реальных природных мотивов, нередко скомпонованных в мастерской из камней, мха, кусков зеркала и тому подобного. Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат. Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760–1765, галерея Тейт; «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786–1787, галерея Тейт, и другие); во многих работах реализовался также дар художника-анималиста. В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Изображения природы и сцены сельской жизни занимают значительное место и среди рисунков Гейнсборо. Его творчество сыграло важную роль в дальнейшем развитии английской школы живописи (творчество Дж. Констебла и других). Гейнсборо – один из членов-основателей Королевской Академии художеств в Лондоне (1768).

Сочинения: The letters / Ed. J. Hayes. New Hawen; L., 2001.

Литература: Woodall M. Th. Gainsborough, his life and work. L., 1949; Некрасова Е. А. Письма Т. Гейнсборо как источник для суждения о его эстетических воззрениях // Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981; она же. Т. Гейнсборо. М., 1990; Hayes J. The landscape paintings of Th. Gainsborough. L., 1982. Vol. 1–2; Postle M. Th. Gainsborough. L., 2002; Gainsborough. (Cat.). L., 2002; Vaughan W. Gainsborough. L., 2002.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2006. Т.6 - 767 с., ил.

Гейнсборо Томас (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 6 Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1726-1790;

Художники по странам: английские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru