Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Верещагин Василий Васильевич (БСЭ)

Верещагин Василий ВасильевичВерещагин Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии,– 31.3(13.4).1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец-баталист. Учился в петербургской Академии художеств 1860-1863) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864–1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877–1878) и русско-японской (1904–1905) войнах. Свои картины Верещагин писал главным образом на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, Верещагин объединял свои картины в тематические серии [«Туркестанская» серия (1871–1874), «Балканская» серия 1877–1878 и 1880-е годы), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и другие]. По демократической направленности своего творчества Верещагин был близок к передвижникам. В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке Верещагина батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, Верещагин с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам [«После неудачи (Побеждённые)», 1868, Русский музей, Ленинград; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881, Третьяковская галерея]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, Верещагин неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, Верещагин порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны. Огромной заслугой Верещагина является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих «На Шипке всё спокойно!», 1878-1879, местонахождение не известно). Выступая против завоевательных войн («Апофеоз войны», 1871–1872, Третьяковская галерея), обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм («Торжествуют», 1872, там же), колониализм («Подавление индийского восстания англичанами», около 1884), Верещагин показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 «Не замай – дай подойти!», 1887–1895, Исторический музей, Москва). Верещагин много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи («Всадник-воин в Джайпуре», после 1874–1876, Третьяковская галерея; «Зырянин», 1893–1894, Русский музей; «В горах Алатау», 1869–1870, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874–1876, обе в Третьяковской галерее). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.

Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, Верещагин устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. Верещагин выступал и как писатель-публицист. Творчество Верещагина, встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.

Сочинения: На войне в Азии и Европе. Воспоминания. М., 1894; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова, М., 1950.

Литература: Лебедев А. К., В. В. Верещагин, М., 1958 (в книге перечень литературных работ Верещагина и его произведений, хранящихся в музеях СССР, а также подробная библиография).

По материалам: В. М. Датунов. Большая Советская энциклопедия. Том 4. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.

На страницу художника: Верещагин Василий Васильевич (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru