Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Ватто Жан Антуан

Ватто Жан АнтуанВАТТО (Watteau) Жан Антуан (крещён 10.10.1684, Валансьен, французская Фландрия – 18.7.1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик, член Королевской Академии художеств (1717). Сын кровельщика. Около 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одраном, знакомство с творчеством Ж. Калло способствовали развитию интереса Ватто к театру и декоративному искусству. В Люксембургском дворце Ватто изучал картины П. П. Рубенса. От этого периода сохранилась картина «Сатира на врачей» («Что я вам сделал, проклятые убийцы?», около 1708, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), созданная, видимо, по мотивам комедий Мольера; в ней уже очевидны свойственные Ватто ирония и театральность, но в целом картину отличают тёмный колорит и некоторая скованность персонажей. В 1710, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова живёт в Париже. Среди его близких друзей – литераторы, актёры, поэты и музыканты, также торговцы картинами и меценаты (П. Кроза). В 1719–1720 посетил Англию.

Ватто избирал сюжеты, игнорируя иерархию жанров, он свободно отдавался на волю чувства и фантазии. Писал пейзажи, маскарады в духе К. Жилло, портреты итальянских актёров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулёзном портретном сходстве или торжественном величии. Сравнительно редко Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивуак», около 1710, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; «Савояр с сурком», 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), внося в него особую интимность и лирическую взволнованность.

В 1717 художник представил в Академию большое полотно «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж); картина отличается виртуозным владением живописной техникой, передающей богатую гамму мимолётных настроений. В созданном Ватто жанре «галантных празднеств» он впервые представил мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, которые порождены ощущением несоответствия мечты и реальности («Венецианский праздник», Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; «Общество в парке», Картинная галерея, Дрезден; «Радости жизни», собрание Уоллес, Лондон; «Жиль», Лувр, Париж; «Мецетен», Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и другие). Лирические сцены Ватто, чаще всего представляющие группы фигур на лоне природы, отличаются певучестью и прихотливостью композиционного ритма, точностью движений и жестов персонажей.

Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних работ к просветлённому золотистому колориту пленэрных «галантных» сцен, а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», 1720, Государственные музеи, Берлин). Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто, выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В графике запечатлены разнообразные типы французского общества, лёгкие штрихи и волнистые линии передают нюансы пластической формы, движение света, ощущение воздушной среды.

Несмотря на очевидное влияние Ватто на французскую живопись, начиная с его современников и друзей Н. Ланкре и Ж. Б. Патера, у него никогда не было учеников. Творчество Ватто открыло новые пути к художественному познанию современной жизни, к обострённому восприятию лирических настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче искусства рококо, в развитии которого наследие художника (особенно его декоративные работы) сыграло важную роль.

Литература: Adhémar H. Watteau. Sа vie, son œ uvre. P., 1950; Parker K. T., Matheу J. A. Watteau. Catalogue complet de son œuvre dessiné. P., 1957–1958. Vol. 1–2; Чегодаев А. Д. А. Ватто. М., 1963; Немилова И. С. Ватто и его произведения в Эрмитаже. Л., 1964; А. Ватто / Авт. вступ. ст. Ю. К. Золотов. Л., 1973; Camesaska E. Tout l’œuvre peint de Watteau. Gen., 1977; Герман М. А. Ватто. Л., 1980; Федотова Е. А. Ватто. М., 2002.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2006. Т.4 - 766 с., ил.

Ватто Жан Антуан (БСЭ)

Статья. Ю.К. Золотов, Большая Советская энциклопедия. Том 4. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1621-1725;

Художники по странам: французские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru