Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Брюллов Карл Павлович

Брюллов Карл ПавловичБРЮЛЛОВ (до 1822 Брюлло) Карл Павлович [12(23).12.1799, Санкт-Петербург – 23.6.1852, деревня Марчано, близ Рима; похоронен в Риме], российский живописец и рисовальщик. Прадед, дед и отец Брюллова были скульпторами, происходившими из французской семьи гугенотов Bruleleau; в 1773 они приехали в Россию из Германии (где носили фамилию Brüllo). Учился у отца, Павла Ивановича Брюлло (1758–1833), затем в петербуржской Академии Художеств (1809–1821) у А. Е. Егорова, А. И. Иванова. В 1822 был послан Обществом поощрения художеств за границу вместе с братом, А. П. Брюлловым. Посетил Германию и Северную Италию, знакомился с музеями и архитектурой; в 1823–1835 жил в Риме, где изучал античную скульптуру, творчество Микеланджело и особенно Рафаэля. В «Прогулках по Риму» (1828) Стендаля сохранилось описание работы молодого Брюллова над копией ватиканской фрески «Афинская школа» (Музей Российской Академии Художеств, Санкт-Петербург).

Уже в ранних работах, пронизанных светом, Брюллов создал собственный живописный стиль, преломлявший в романтическом ключе традиции академического классицизма. Его прославленные «итальянские сцены» сочетали жанровость и портретность («Итальянский полдень. Итальянка, снимающая виноград», 1827, Государственный Русский музей, и другие). В Риме Брюллов создавал также исторические и мифологические композиции («Вирсавия»), портреты («Всадница»; обе картины – 1832, Государственная Третьяковская галерея). Наиболее известное из произведений художника – большое полотно «Последний день Помпеи» (1830–1833, Государственный Русский музей) – написано по заказу мецената А. Н. Демидова. По дороге в Россию картина с триумфом была показана в Милане, Париже и других городах. Её высоко оценили В. Скотт, Б. Торвальдсен, А. А. Иванов, Н. В. Гоголь (посвятил ей статью); А. И. Герцен проницательно увидел в ней зашифрованные аллюзии на мрачную российскую действительность после поражения декабристов, прославление душевного благородства и стойкости перед лицом несчастья, высокий этический пафос.

В 1835–1836 художник путешествовал по Греции и Турции, где исполнил акварельные пейзажи и портреты; затем через Одессу вернулся в Россию. В мае 1836 он познакомился в Москве с А. С. Пушкиным, высоко оценившим творчество художника; во время их последней встречи в Санкт-Петербурге (25.1.1837) Брюллов обещал поэту написать его портрет, а после смерти Пушкина исполнил эскизы памятника ему. Портретное творчество составляет наиболее значительную часть наследия Брюллова (св. 400 работ); он одинаково свободно использовал самые разные техники и типы портрета – от беглых, виртуозных карандашных набросков, камерных акварелей до парадных портретов-картин и групповых портретов. Отдавая предпочтение жидкой, сильно разведённой краске, положенной на светлый грунт, Брюллов достигал удивительных эффектов свечения чистых звучных тонов; идеальная проработанность лиц нередко сочетается у него с недописанным фоном. В лучших портретах Брюллова виртуозность мастерства сочетается с остротой психологического видения – прежде всего в изображении близких ему людей: поэтов А. К. Толстого (1836, Государственный Русский музей), В. А. Жуковского (1837–1838, Музей Т. Г. Шевченко в Киеве; написан с целью сбора денег, необходимых для выкупа на волю молодого Шевченко) и И. А. Крылова (1839, Государственная Третьяковская галерея; дописан одним из учеников Брюллова), переводчика А. Н. Струговщикова (1840, Государственная Третьяковская галерея), княгини Е. П. Салтыковой (1841, Государственный Русский музей), графини Ю. П. Самойловой с приёмной дочерью (около 1842, Государственный Русский музей).

В России Брюллов начал работу над огромным историческим полотном «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г.» (1839–1843, Государственная Третьяковская галерея), однако постоянная опека Николая I, нежелание Брюллова следовать официальной «идеологической программе» (прославление церкви и самодержавия), а также фактический отказ написать портрет императора чрезвычайно осложнили его пребывание на родине. Начатые им росписи плафона большого купола и парусов в Исаакиевском соборе (1843–1847) пришлось прервать из-за болезни; нереализованными остались его проекты росписей Пулковской обсерватории и другие. Во время одного из тяжёлых приступов болезни и меланхолии всего за два часа (по свидетельству современников) Брюллов пишет свой знаменитый автопортрет (1848, Государственная Третьяковская галерея), исполненный скрытого драматизма, в тревожной цветовой гамме (сочетание тёмно-красного и чёрного тонов, насыщенных рефлексами).

В 1849 художник навсегда покидает Россию и через Майорку возвращается в Рим. Его поздние портреты отличаются тонкостью психологических наблюдений, отсутствием внешних эффектов (археолог М. Ланчи, 1851, Государственная Третьяковская галерея; «Джульетта Титтони в виде Жанны д’Арк», 1851, и другие). Пессимистическим итогом жизни Брюллова стал замысел монументальной картины «Всеразрушающее время» (эскиз 1850–1852, собрание семьи Титтони, Италия), предвосхитивший искания европейского символизма. Почётный вольный общник петербуржской Академии Художеств (1834); преподавал там же (профессор в 1836–1849; среди его учеников – Т. Г. Шевченко, А. А. Агин). Член миланской и пармской Академий Художеств, академии Св. Луки в Риме, профессор флорентийской Академии Художеств.

Литература: К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. 2-е изд. М., 1961; Ацаркина Э. К. П. Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963; Корнилова А. В. К. Брюллов в Петербурге. Л., 1976; Бочаров И., Глушакова Ю. К. Брюллов. Итальянские находки. М., 1984; Леонтьева Г. К. К. Брюллов. Л., 1997; Кулаков В. Карл Великий // Наше наследие. 2000. № 52; Дубова О. Б. К. Брюллов. М., 2005.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2006. Т.4 - 766 с., ил.

Брюллов Карл Павлович (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1791-1830;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru